Инесса Галактионова, МТС, встретилась с представителями медиа. Из услышанного

Что сегодня рассказывала Инесса Галактионова, первый вице-президент МТС по телекоммуникационному бизнесу. Вашему вниманию - отдельные тезисы ее выступления c моими комментариями. 

Photo by Mike Kononov on Unsplash

МТС приступила к реализации программы Smart roll-out (умная стройка, если вы учили в школе китайский). 

По-русски это означает то, что компания направляет инвестиции в основном не для "стрельбы по площадям", а туда, где наблюдаются "массовые скопления людей" (не подумайте, что речь про так называемые митинги). Речь о том, что МТС будет приоритетно обеспечивать связью то новое строительство, которое сейчас идет в Московской области: человейники, бизнес-центры, торговые центры. К СНТ и прочим дачникам это относится в меньшей степени. Отток части населения из Москвы в период необъявленного карантина показал МТС "больные точки" в области. Теперь оператор будет модернизировать сеть в том числе и для того, чтобы их "закрыть". 

Умная стройка это до какой-то степени вынужденный подход. По-хорошему, чтобы поддерживать в хорошем состоянии все, что уже построено (от 2G до LTE/5G-ready) и вдобавок вести новое строительство, нужно было бы собирать с абонентов больше денег - хозяйство-то с годами растет, как растут и вложения в него и суммы, необходимые для обслуживания созданного зоопарка. Основной способ это сделать для оператора - поднимать тарифы. Но государство уперлось, и не дает частным операторам повышать тарифы на связь (хотя на услуги ЖКХ, и не только на них, они почему-то бодро прирастают), по крайней мере, декларируется, что повышения тарифов экономически не обоснованы. Забавно это слышать от чиновников, которые явно не являются гуру в экономике телекома, ну да и фиг бы с ними.  

В сложившихся условиях, поскольку чудес не бывает, операторы вынуждены "кроить", то есть по поводу каждой имеющейся копеечки начинать думать, куда именно ее инвестировать, чтобы в рамках существующих доходов все же обеспечивать приемлемое или хорошее качество сети. Хотя бы там обеспечивать, где эти доходы формируются. Отсюда совсем несложный вывод - инвестировать приоритетно нужно не в бескрайние просторы любимой Родины, а во вполне конкретную Москву и в ее окрестности. И не всюду, как бы мы не мечтал обыватель о бесшовном покрытии везде, а лишь в самые трещащие от нагрузки точки, где трафик генерится массово и является востребованным. Тем более, что есть Big Data и сейчас проектировщикам все видно, как под микроскопом. 

Так что в 2021 году в МТС занялись переаллокацией инвестиций с учетом данных, получаемых от техблока. В приоритете - наращивание емкости сети, чтобы средние доступные скорости не падали, абоненты не ныли и не утекали бы к конкурентам, впрочем, часть средств обещают инвестировать и в наращивание покрытия. 

"Мы удвоили бюджет инвестиций на Москву и Московский регион". Бюджет составит порядка 16 млрд рублей. Дополнительно будет построено более 6 тысяч базовых станций в Москве и МО. "Параллельно новой стройке в 2020 году мы запустили модернизацию сети в Москве. Будет swap оборудования с удвоением емкости. Исторически рекордные инвестиции будут направлены в Московский регион". 

Рекорд? В 2020 году Билайн, по данным этой компании, построил в Московском регионе не 6 тысяч, а 10 тысяч базовых станций. Так что запланированная МТС стройка будет заметной, но не рекордной. 

На рынке фиксированной связи МТС оценивает свою долю на московском рынке на уровне выше 40%. И фикса, то есть GPON, также будет развиваться ударными темпами и объемами в 2021 году. В Московском регионе основные инвестиции в GPON будут осуществляться в Московской области. В частности, GPON  потянут в 10 городов МО: Домодедово, Королев, Лыткарино, Звенигород, Ногинск, Подольск, Ступино, Апрелевка, Наро-Фоминск и Красноармейск. К этой сети подключат 400 тыс квартир. Скорость доступа - до 1 Гбит/c. Интересно, чтобы отключиться от МГТС по-прежнему необходимо ехать в офис этой замечательной конторы? 


Облака

Была вскользь затронута тема "облаков". Здесь есть хороший рост. Если на середину 2020 года у МТС было порядка 500-600 клиентов облачных сервисов, то на текущий момент их уже порядка 1600. Среди них есть крупные, с которыми "заключены миллиардные сделки". 


IoT

МТС верит в IoT, в возможности заработка на этой технологии. И не слабо вложилась в нее. МТС является обладателем самой крупной в России по покрытию сети NB-IoT, сейчас у МТС, как заявляет Инесса Галактионова, 72 региона с поддержкой NB-IoT. В МТС надеются на прорыв в 2021 году в работе с ЖКХ сектором, который может стать крупным пользователем услуг на базе сети NB-IoT МТС. 


На этом краткая вводная часть завершилась и начались вопросы-ответы. Опять же, давайте кратенько пробежимся по тому, что обсуждалось. 


Какие планы у МТС по части сокращения розницы? Как собираетесь наращивать продажи в онлайн-канале?

По словам Инессы Галактионовой, МТС первой заявила о том, что готова сокращать число салонов. По ее мнению это было в конце 2019 года. На самом деле МТС заявляла о необходимости сокращать розницу на много месяцев раньше, но обычно эти заявления не подтверждались делом, число салонов только прирастало. 

И вот вновь звучит "число салонов исторически сформировалось избыточным, все любят большие продажи". И все же "выстроив дистрибуцию, мы поняли, что готовы к оптимизации". Звучит неплохо, теперь давайте ждать цифр по итогам этой готовности к оптимизации. 

ИГ: "Мы объявили в 2019 году о готовности сократить 600 салонов, эту тему подхватили наши коллеги по цеху и нужно отдать должное, все выполнили свои обещания. Мы закрыли на 2q2020 года 600 салонов по всей стране". 

Напомню, на 2q2020 пришелся период "великого запирания" по домам из-за ковида, закрывать салоны в этот период было легко, т.к. в них все равно мало кто ходил. 

ИГ: "Коллеги по цеху сделали те же шаги, пусть и в меньшем объеме, поскольку у них меньше розница, а может быть были меньше возможности по сокращению". 

ИГ: "Если бы не пандемия и так далее, мы бы наверное были готовы и дальше оптимизировать, может быть не в таких объемах. У нас в голове было порядка 200-300 салонов, которые можно было бы "оптимизировать" вдобавок к 600. Но когда все встало, стало понятно, что трудно в сложившихся условиях рассчитывать на франшизные салоны, для малого бизнеса в 2020 году настали не лучшие времена. Получилась такая "зона неопределенности", которую мы должны были нивелировать. Что будет происходить дальше с локальными партнерами, не франшизерами, с федеральными партнерами - тоже непонятно, они тоже в 2q2020-3q2020 столкнулись с серьезными сложностями. Часть больших федеральных сетей с которыми мы работаем просто оказалась закрыта. В итоге мы с оптимизацией остановились, не понимая как изменится сплит продаж по рынку. И стали пересматривать подходы к нашей рознице с тем, чтобы понять - а наша розница она только для телекома? До сих пор это было так, ведь продажи телефонов это основная возможность продать SIM-карту. Человек пришел за телефоном, возьми SIM-карту, нужно - не нужно, это другой момент. А дальше встал вопрос - а действительно ли розница нужна только для этого?

Поскольку мы с 2019 года идем в новую стратегию, в создание экосистемы, и мы понимаем, что основные каналы продвижения экосистемы это цифровые каналы. Но, как оказалось, офлайн для экосистемы это тоже очень интересная площадка. Наша розница хорошо выстроена, она находится в высокотрафиковых местах. Мы поняли, что хотим на этой площадке выстраивать экосистему, сделать больше, чем продавать телефоны и аксессуары. В конце 2020 года мы стали формировать - что можно сделать с нашей розницой. 

Вы наверняка читали и приходили в наш салон на Большой Дмитровке. Это попытка представить разные форматы розницы МТС". О планах расширения числа форматов салонов МТС заявляла еще в марте 2020 года. До 90% розницы МТС это стандартные салоны площадью 30 кв.м. "Мы сокращаем количество стандартных салонов, их будет порядка 60%, делаем мини-формат с базовыми услугами, а процентов 20% будут представлять флагманские салоны - шоу-румы в которых будет выстраиваться экосистема. Сейчас у нас на ближайшую перспективу нет задач по дальнейшей оптимизации, точно в 1H2021 никакого сокращения розницы происходить не будет, дальше посмотрим: вернутся ли туристы, вернутся ли мигранты". Будем смотреть - все ли площадки нам нужны, не нужно ли какие-то из них переместить, какие салоны стоит расширить, какие - сжать до мини-формата". 

Онлайн розница. 

ИГ: Здесь есть "органика". Сайт МТС очень-очень популярный, один из ключевых среди всех телеком-операторов. Есть, конечно, и неорганика, мы инвестируем деньги в генерацию трафика к себе на сайт, прежде всего на сайт shop.mts.ru, где мы продаем оборудование. А дальше мастерство... привлечения к различным товарным категориям, включая продажи SIM-карт. Например, у нас очень большой объем продаж приходится на часы и другие гаджеты, браслеты "здоровья" и т.п. В 2020 году мы хорошо выстроили логистику. Мы можем срочно доставлять в течение 2-3 часов, что раньше было в принципе невозможно. Причем это не только Москва - Санкт-Петербург, но это и в регионах России. Все эти элементы будут давать кратный прирост по объему. У нас задача - занять достойное место с нашим онлайн магазином в доле онлайн продаж. 


Лет 15 назад МТС был первым оператором, который полез в тему MVNO. Сейчас есть несколько небольших виртуалов на базе МТС. Как вы видите развитие темы MVNO в России, в том числе применительно к МТС?

ИГ: Сошлюсь на ответ на этот вопрос гендиректора компании МТС Алексея Корня на одной из конференций конца 2020 года, поскольку это выражает нашу текущую идеологию: "Мы не верим в перспективность направления MVNO, по крайней мере в том формате, в котором оно развивается. Любая такая тема должна быть прежде всего коммерчески привлекательной. Сейчас, для обоих партнеров, которые участвуют в проектах MVNO, тема не является коммерчески привлекательной. Заходить в тему, которая для одного участника является интересной, а для другого убыточной, это конечная история. Сколько мы с вами за последние 10 лет слышали названий MVNO, которые начинали работать на российском рынке? Они закрывались.  


Насколько перспективны eSIM? В том числе, не повлияет ли eSIM на тему MVNO?

ИГ: Я так на это смотрю - все, что интересно потребителю, будет рынком востребовано. Потребитель сам выбирает ту или иную технологию. Даже если бы нам очень не хотелось, чтобы eSIM существовала, в силу того, что в какой-то момент ты теряешь контроль над выбором потребителя, все равно в этом направлении рынок пойдет.  

Поэтому нужно сделать такой крутой продукт, что независимо от того, насколько легко подключиться к оператору, насколько легко переключиться на другого оператора, чтобы потребитель всегда был с тобой. Это напрямую связано с качеством предоставляемых услуг, с дополнительными дифференциаторами, которые нужно создавать. Не вижу здесь поводов опасаться, что если eSIM станет в России массовой технологией, то МТС от этого проиграет. Напротив, есть вероятность того, что МТС получит больше абонентов, если для них барьеры перехода снизятся. 

Мы говорим о том, что все базовые потребности абонентов мы уже удовлетворили - качество связи, тариф, бренд. Далее уже идут дополнительные элементы, важные для абонентов. Если вы, например, являетесь потребителем каких-то финансовых услуг, а МТС дает вам какие-то преференции, то вы будете оставаться в клиентском контуре.  Вам не нужно проходить какую-то лишнюю идентификацию. Мы о таком абоненте знаем, что он абонент МТС, но еще и клиент банка. да еще поклонник нашего ТВ-контента. Зачем такому абоненту куда-то еще выходить, когда он уже удовлетворен.  

И это не только для МТС верно. Все операторы в какой-то момент, получив хорошую абонбазу, далее все понимают - ок, базовые услуги это хорошо, но они не исчерпывают интересы клиента, он идет "на сторону", почему бы ему не оказать и дополнительные услуги, чтобы замкнуть в контуре его оператора? Вопрос только в том, у кого это лучше получится сделать. 


Будет ли МТС строить сети 5G на отечественном оборудовании? 

ИГ: Ой... ну... мы же работаем в формате регуляторики... абсолютно законопослушная компания. Все, что государство говорит в формате регуляторики, мы исполняем. Если государство скажет - делать все полностью российским, мы... ждем... сейчас все упирается в регуляторику. Но технология 5G неминуемо в какой-то момент появится на нашем рынке и мы с вами станем счастливыми обладателями этих возможностей. Далее закономерный вопрос - насколько это значимо для нас, "физиков". Сейчас мы видим в 5G уникальные возможности для бизнеса. Ряд вещей невозможно реализовать на базе существующей технологии 4G. Мы видим совершенно сумасшедшие кейсы, которые показывают наши западные партнеры, что можно делать на основе 5G. Чисто технически на базе 4G это нельзя сделать. Для "физиков"... я интенсивно, уже 1.5 года смотрю различные кейсы...  ну, пока скорее такая игрушка. Вы же не будете сейчас фильм в 4K смотреть на вашем телефоне с его экраном размером с ладонь? Разница 720p и 1080p уже не видна на телефоне. Дома? Дома вам мобильный телефон не нужен. Будете вы с телефона играть в игру, где принципиально нужен 5G? Пока для потребителя 5G это модная фишка, не более того. Виртуальное присутствие? Наверное это интересно, но это когда-нибудь позднее будет. А вот для бизнеса есть реально крутые кейсы. 


Удаленное заключение договоров на услуги связи. Насколько этот способ был востребован в 2020 году? Как будет меняться востребованность этого способа в ближайшие годы?

ИГ: Объем заключения договоров на услуги связи в удаленном режиме пока что совершенно не значим. Но это не какая-то показательная история. Мы интенсивно не занимались продажей каких-то услуг, особенно для бизнеса. Технологически у нас все это есть, но мы пока что не педалируем. Мы понимаем, что это будет востребовано в определенных сегментах, в основном - для малого и среднего бизнеса. По итогам 2021 года думаю мы сможем более значимую статистику показать. Более крупные клиенты - у них совершенно другой формат договоров, общения. Там техника заключения договоров в онлайне вообще не нужна. 
Для потребителей-физиков это было в основном связано с eSIM. Из того объема eSIM, которые нам выдали на пилот пришлось порядка 30% на новые подключения и половина из них произошли полностью в онлайне. Это 15%, но это копейки, конечно, в абсолютном выражении. 
Конечно у онлайн есть перспективы, поэтому все, что связано с операциями в онлайн должно сразу делаться удобно. 

 

Вы упомянули, что с eSIM был эксперимент, что eSIM вам давали квотированно. Давал, видимо, регулятор. Каковы итоги этого эксперимента - что-то говорит регулятор о дальнейших планах в отношении eSIM в России?

Мы предоставляем только ту информацию, которую регулятор запрашивает. Регулятора интересовала, прежде всего, технология - как все реализовано. Основная тема эксперимента - убедиться, что все, что связано с обеспечением безопасности, с противодействием терроризму (АБ: читай - обеспечение "привязки" реальных физлиц к данным конкретной eSIM) соблюдается. Далее мы предоставляли только общую информацию - какое количество людей подключилось и не более того. Проверяется ли что-то параллельно, без вовлечения нас? Нам об этом неизвестно. 


Сейчас заметен тренд на рост объемов потребления аудиостримов и видеостримов. Насколько сильно это влияет на загрузку сетей? Стоит ли ожидать в дальнейшем каких-то ограничений в пользовании этим видом услуг? Ведет ли это к тому, что оператор должен увеличивать капитальные затраты? Сможет ли оператор компенсировать эти затраты в рамках существующих тарифов за счет роста потребления трафика клиентами? Нужно ли каждому оператору иметь собственные стриминговые сервисы онлайн музыки, онлайн видео, чтобы достигался какой-то синергетический эффект?

Конечно потребление контента, видеоконтента, ведет к росту трафика. Соответствующее развитие сети безусловно требует капитальных затрат. Всем приходится постоянно наращивать емкость сетей. Это одна из значительных статей затрат любого телеком оператора.

Может ли оператор переложить эту стоимость на потребителя?  Не может, поскольку есть конкуренция. Даже если бы все очень хотели, потребитель "выбирает рублем". Вы видите, что в среднем трафик в 2020 году вырос на 40%. А цены на 40% не выросли ни у кого. Далеко от этой цифры. И не потому, что ФАС регулирует. Это, конечно, тоже является определенным ограничителем. Если повысить цену, то потребитель уйдет к другому игроку на рынке, который этого не сделал. Здесь возникает очень много, связанного с тем, какие технологии использовать. Почему, например, мы в Москве занимаемся реорганизацией сети? Потому что мы как раз хотим повысить пропускную способность. Мы видим, что растет потребление. Вы едете в метро, вы смотрите фильм. Вы садитесь в автобус, вы где-то на Youtube находитесь. И это уже далеко не только текстовый контент. Эффективен тот оператор, который может этим балансировать, который понимает, что нужно сделать с технологиями, который понимает, каким образом сеть модернизировать, где ее настроить, как "спрессовать" трафик, как повысить емкость. Это уже мастерство техслужб. И все, что связано с оборудованием, это месяцы работы. 

АБ: Здесь можно отметить, мягко говоря, натяжки в рассуждениях. Трафик вырос на 40%, ОК, причем тут цены, которые не выросли на 40%. С каких пор между этими двумя показателями прямая зависимость 1:1? Можно подумать, что все затраты оператора - это затраты на обеспечение емкости сети. Да в структуре затрат оператора обеспечение роста емкости сети занимает лишь долю. Было бы интересно услышать, какую именно, но вряд ли даже половина капитальных затрат приходится на этот сегмент затрат. 

И, с другой стороны. Если все так плохо, если конкуренция не дает поднимать цены, а потребление трафика растет, то не означает ли это, что с каждым годом оператор все больше тратит на развитие и поддержание работоспособности сети, зарабатывая примерно столько же? Но это обязательно приведет к тому, что прибыльность оператора с годами станет нулевой, а затем отрицательной? Не следует ли из этого, что подъем тарифов необходим для того, чтобы сотовая связь оставалась хотя бы на том же уровне качества, который был достигнут ранее? 


Вопрос об СП для сетей 5G

Алексей Меркутов. В СП идут все. Должны договориться о том, в каком виде это будет реализовано. ФАС дал рекомендации относительно того, кто должен быть в этом СП. Все это движется не так быстро, как ожидалось. Но, вероятно, в конце концов это будет единственным инструментом в высвобождении частот 3.5-3.9 МГц. 


Насколько перспективым в МТС видят использование миллиметрового диапазона при реализации 5G?

ИГ: Здесь вопрос про эффективность. Про то, насколько использование тех или иных частот в перспективе целесообразно, насколько это позволит телеком операторам выжить. Это не вопрос о том, на каких частотах можно предоставлять 5G. Оптимальным с точки зрения и покрытия, и затрат, является диапазон 3.5-3.9 МГц. Все остальное, это определенный компромисс в худшую сторону. Если идти на какие-то компромиссы, то стройка будет очень долгой, Россия - огромная страна, которую непросто покрыть, чтобы возможность 5G была в любой точке. И это огромные инвестиции. Телеком оператор будет это все очень медленно делать, непонятно когда будет все это реализовано. Потому что это бизнес, который должен быть экономически целесообразным. Использование частоты, которая изначально неэффективна с точки зрения ее использования... 
Если говорить про какие-то точечные внедрения, использование миллиметрового диапазона для 5G возможно. Но не для массовой сети. 

--

Конец конспекта. 

Комментариев нет:

Отправка комментария

Подписывайтесь на мой Youtube-канал

и на мой Telegram-канал

Популярные сообщения

Подписаться на email - рассылку

Translate