Конспекты: МГТС, GPON, MVNO и т.п. - сессия вопросов и ответов с руководителями МГТС

Продолжение конспекта вчерашней встречи с представителями МГТС, сессия вопросов и ответов. От МГТС на встрече были Андрей Ершов, генеральный директор МГТС и Дмитрий Кулаковский, директор по маркетингу и развитию продуктов МГТС. Начало конспекта - здесь.

Будет ли улучашаться сервис МГТС в части работы с клиентами, с их заявками - не всегда понятно, почему тот или иной дом не обеспечены подключением к GPON

АЕ: То, что мы 80% охвата завершили в 2014 году, могло бы быть и 95%. Реализуя массовую стройку, мы столкнулись с проблемой, связанной с тем, что управляющие компании узурпируют доступ к инфраструктуре в своих домах, не пуская ни нас, ни наших подрядчиков. В отдельных случаях удается привлекать к решению вопроса жильцов.  Ключевой задачей 2015 года для нас является не наращивание темпов строительства, у нас на сегодня у нас и у наших подрядчиков порядка 3000 человек могут этим заниматься, а работа с управляющими компаниями. В том числе планируем привлекать правительство Москвы, т.к. понимаем, что зачастую без вмешательства жилищно-коммунального сектора или жильцов, мы с этой задачей не можем справиться. В 2015 году мы сможем определяться по срокам - когда и куда мы сможем прийти. 2015 год для нас - это год качества обслуживания. Будем добавлять в ЛК информацию о том, на каком из этапов находится процесс решения той или иной заявки абонента. 

Вы сказали, что четвертая часть домохозяйств в 2015 году будет подключено к услугам MVNO? Речь идет о домохозяйствах, подключенных к GPON? 

АЕ: Услугами MVNO могут воспользоваться и абоненты, подключенные по медному проводу. Когда я говорил про четверть, я имел в виду конкретных абонентов, проживающих в подключенных домохозяйствах. МГТС обеспечивает покрытие 95% жилого фонда Москвы. Ожидаем, что 500 - 700 тысяч абонентов, проживающих в Москве, будут пользоваться услугами MVNO. 

А сколько всего сейчас абонентов MVNO? 

АЕ: Пока мы цифру не называем, т.к. для нас первичной была цель запуска проекта и "обкатка" коммерческих условий, бизнес-процессов. Мы еще не выходили на коммерческую эксплуатацию, надеюсь, что это произойдет к началу 2q2015. К этому времени все процессы будут сделаны прозрачными и удобными, в том числе, в части ЛК (личного кабинета). После этого выйдем на нормальные темпы подключения и с горизонтом в 3 года добъемся необходимых результатов. 

Вы говорите, что к вам переходят в том числе абоненты Билайн и МегаФон, как это отслеживается?

АЕ: Есть услуга MNP. Мы сейчас ее автоматизируем с тем, чтобы к нам могли переходить абоненты и пользоваться услугами нашего MVNO. Соответственно, мы видим статистику переходящих.

Идет ли отток абонентов домашних (проводных) телефонов?

АЕ: Весь отток был сформирован в 2013 и более ранних периодах. Сейчас можно говорить о стабилизации, поскольку после перехода на GPON, мы обеспечиваем абонента пакетами с различными возможностями. Это и 6play о котором мы говорили в рамках MVNO. Это и запуск услуг видеонаблюдения. Мы говорим о телематике, о возможности использовать мобильный телефон в зоне, которая подключена GPON, как фиксированный. Для абонента - это колоссальные возможности, которые ему обеспечивает МГТС, как оператор.

Есть определенное снижение зонового трафика. С фиксированных телефонов абоненты меньше звонят на мобильные. Это действительно так. Но давая конвергентную фиксированно-мобильную услугу в рамках MVNO, мы можем говорить о замещении.

В связи с переходом на GPON, высвобождаются здания ряда АТС. Какова их судьба?

АЕ: Ряд высвобожденных объектов недвижимости оценивается и продается по рыночной цене. Переход к GPON оптимизировал для нас занимаемые площади. Сейчас 1 опорная АТС замещает 3-4 традиционных АТС. Это возможности для нас монетизировать высвобожденные площади.

Какие новые услуги МГТС предлагает абонентам?

ДК: Понимая проблемы со снижением трафика, мы ищем пути, которые бы позволили привести стагнирующую услугу в соответствие с некоторыми новыми потребностями пользователя.

В мировой практике есть примеры, когда оператор, имеющий мобильные и фиксированные услуги, старается совместить их предоставление. Не только на уровне MVNO и пакетных предложений, а на уровне технологическом, когда абонент на улице пользуется мобильным телефоном. И этот же аппарат в домашней зоне подключается к определенному оборудованию и переводится на домашние тарифы. При этом у него сохраняется возможность пользования привычной ему адресной книгой, контактами. Мобильный аппарат по-сути становится универсальным, фиксированно-мобильным. Партнерство с МТС позволяет нам обеспечивать мобильную связь на улице, а дома мы можем обеспечивать беспроводную связь для мобильного аппарата. На 2015 год запланирован ряд пилотных проектов, которые позволят нам протестировать эту услугу, протестировать хендоверы. Абонентов должна будет привлечь возможность экономить на трафике и оптимизировать число телефонных аппаратов.

Также в 2014 году мы запустили новые пакеты телефонных услуг с фиксированной платой с включенными звонками по всем направлениям мобильных операторов. В 2015 году прорабатываем создание пакетов с включенными звонками по междугородным направлениям. Это будет альтернатива ненадежным решениям а-ля Skype.

Будет ли вводиться услуга временного отключения номера МГТС по заявлению абонента (например, когда он уезжает на отдых на 1-3 месяца)? Как это реализовано у мобильных операторов.

У нас это предусмотрено для интернета. Для телефонии тоже есть опция, когда абонент может сэкономить в летний период.

Сколько сейчас абонентов 6play, и сколько абонентов в целом у MVNO?

Мы сейчас говорим о перспективе 3 лет. Сейчас трудно говорить о цифрах 15-го, 16-го года. Стратегически мы ожидаем, что минимум каждый четвертый абонент МГТС будет пользоваться услугой. Пока что не началась коммерческая эксплуатация MVNO, пока что 4 месяца была опытно-коммерческая эксплуатация. Цифр на 2015-й год не заявляем. Но это будет существенным вкладом в наше лидерство на рынке Москвы, поскольку речь идет об абонентах, ARPU которых существенно превышает ARPU обычных абонентов.  Сейчас самый популярный тариф МГТС - это GOLD, тысяча рублей в месяц, что заметно выше типовых значений тарифов на ШПД в Москве. Это 3 ГБ включенного мобильного трафика, 400 минут мобильной связи, безлимитный городской телефон, 100 Мбит/с фиксированный интернет и ТВ с базовым пакетом каналов. Это более половины MVNO-контрактов на сегодня.

Расскажите об экспериментах МГТС в области телематических услуг?

Мы не ограничиваемся базовыми услугами фиксированной связи, фиксированного ШПД и ТВ. Одна из задач - движение к созданию так называемого "цифрового дома". Под "цифровым домом" мы понимаем весь перечень услуг и устройств, которые могут облегчить жизнь абонента - это охранные услуги, которые мы предоставляем в партнерстве с вневедомственной охраной. Это услуги по управлению электричеством, водой, газом. Кроме того, это поможет и московским коммунальщикам перейти с ручного сбора информации на автоматический. Это проекты по объединению видеокамер, домофонов, как для улучшения ситуации с безопасностью, так и для уменьшения числа дублирующих устройств в квартирах. Наши устройства будут покрывать достаточно большой спектр потребностей наших абонентов. Целевая аудитория - семьи с детьми. В этом плане GPON дает хорошую базу, поскольку многочисленные домашние устройства (несколько ТВ, камеры видеонаблюдения и т.п. ) создают весьма весомый трафик. В ближайшие 3-4 года ряд домохозяйств уже будет испытывать потребность в полосе пропускания, измеряемой сотнями мегабит.

Сколько еще будет использоваться медь? Если абонент не хочет GPON, может ли он сохранить свою линию?

В настоящее время, если клиент не хочет переключаться на оптику, он может этого не делать. Пока будет существовать потребность в такой услуге, она будет предоставляться. Будет использоваться комбинированное решение - медное и оптическое. В частности, будет сохраняться "последний дюйм" - медь внутри квартир. Где-то будут заменяться медные кабели в магистралях, например, для высвобожения пространства под оптоволоконный кабель наших партнеров по проекту "Чистое небо". В подъездах в ДРС, как правило, медь будет сосуществовать с оптикой. В GPON также обеспечивается аккумуляторное резервирование на стороне оператора. Если клиенту тоже необходимо резервирование, имеет смысл приобрести источник бесперебойного питания и подключить к нему оборудование GPON, которое находится в квартире.

Сколько сейчас домохозяйств, подключенных к GPON?

1.1 млн в Москве и Московском регионе - это по итогам 2014 года. Сейчас их уже больше. Это выделенные оптические каналы до станции.

Как вы сами оцениваете этот проект - лучший в России, лучший в Европе?

На сегодня это самая большая сеть GPON среди всех европейских операторов, включая Россию.  Схожие по объемам сети в Южной Корее, где GPON является базовой технологией. Есть целый ряд китайских городов, которые по населению сопоставимы с Москвой и где используется GPON. В США GPON пока используется ограниченно, можно вспомнить только локальные проекты Google, например в Канзасе. Массово в США используются другие технологии, обладающие меньшими функциональными возможностями.

Поскольку наша сеть подразумевает выделенный оптический канал до клиента, это обеспечивает потенциал дальнейшего наращивания скоростей, доступных домохозяйствам. На выставках сегодня демонстрируются технологии, позволяющие до 40 Гбит/c давать по такому подключению. Это наши перспективы, достаточно только менять ПО на станционной стороне. Это потенциал запуска ТВ 4K. К сожалению, для такого ТВ пока практически нет контента. Но смотреть тот же чемпионат мира по футболу в 4K - это совсем другой пользователський опыт! В 2015 году ТВ 4К возможно запустим.

Как растут нагрузки на транспортную сеть?

Прогнозы ежегодного роста трафика подтверждаются.  Идет кратный рост трафика. В год рост на минимум 30-40% или более. Мы все это закладывали в расчеты при проектировании сети GPON. Межстанционные скорости на сети МГТС на сегодня - 300 Гбит/с. И они могут быть подняты в разы. Базовые станции МТС подключаются каналами от 100 Мбит/с до 1 Гбит/с.

Как GPON снижает затраты на обслуживание?

Существенно позволяет оптимизировать расходы. Например, за счет возможности удаленного мониторинга подключенных устройств. Вендоры обещают, что это позволит на 30% сократить обслуживающий персонал.

Также ведем работу по оптимизации маршрутов линейных мастеров. Боремся с тем, что монтер говорит клиенту "сегодня буду" и его ждут часами, отпросившись с работы. Идем к тому, чтобы знать на каком конкретном домохозяйстве мастер находится и сколько минут ему потребуется для того, чтобы попасть в другое домохозяйство. Эта задача уже была частично решена в 2014 году и мы ее продолжим решать в 2015 году. Идея в том, чтобы клиент в колл-центре согласовал удобное ему время визита мастера и чтобы мастер в это время и пришел. По итогам 2014 года время ожидания мастера сократили в два раза.

Мы поменяли логику подключений. Если ранее для подключений зачастую привлекали внешние компании, то в 2014 году практически ушли от этого, поскольку не могли мониториит качество услуги и не могли обеспечить диспетчеризацию работы этих компаний. Сейчас 90% подключений обеспечивают собственные технические специалисты МГТС, которые нам подконтрольны, качество работы которых мы можем оценить. В 2015 году перейдем на 100% диспетчеризацию всех заявок.

Может ли сказаться геополитическая ситуация на планах МГТС?

Мы работаем на рынке и прекрасно понимаем ситуацию. Если на рынке будут какие-то кардинальные изменения, будут соответствующие изменения политики компании. На сегодня тарифная политика в плане предоставления базовых сервисов остается неизменной, будем их держать прежними. А линейка оптимизации Xplay позволит клиентам сократить удельные затраты на приобретаемые услуги связи и доступа.

Сотрудничество с поставщиками зарубежных решений у нас долгосрочное. Они понимают нашу ситуацию и когда мы обсуждаем контракты со сроками исполнения в несколько лет, текущие события на ценовую политику поставщиков особенно не влияют. Базовая сеть в основном построена. Конечно, в этом году будем оптимизировать операционные расходы. Отказываться будем, если будем, от каких-то второстепенных проектов, от "жирка". Скажем, прокладка беспроводных сетей для сотрудников. Ремонт каких-то внутренних помещений. То, от чего можно пока воздержаться.

Наши отношения с вендорами не меняются, напротив, они крепнут, т.к. мы переходим от коротких к среднесрочным контрактам.
++
о компании МГТС
о GPON
телеком-рынок Москвы и Московского региона
++
Подписывайтесь на мой Youtube-канал

и на мой Telegram-канал

MForum.ru: Новинки

MForum.ru - Бизнес

Сообщество 4G

Популярные сообщения