В России запущена система Sandvik AutoMine на руднике Скалистый

Система подземной автоматизации Sandvik AutoMine доступна на рынке с 2004 года, когда ее впервые установили на подземном медном руднике Codelco El Teniente в Чили, где в районе Pipa Norte была реализована полуавтономная загрузка. С прошедшие с тех пор 15 лет более 65 горнодобывающих компаний по всему миру перешли на использование AutoMine для повышения производительности и безопасности горных работ, как с грузовиками, так и с туннельными погрузчиками LHD. И вот, наконец, первая система AutoMine появилась в России. Передовиком стал никель-медный Скалистый рудник, входящий в ГМК Норильский никель. 



Это быстро растущий рудник Заполярного филиала компании. В 2019 году Норникель обратился в Sandvik с просьбой потестировать систему автоматизации AutoMine со своим подземным транспортом. Компания хотела убедиться, насколько эффективной окажется система автоматизации в сложных горно-геологических условиях рудника, а также в том, насколько технологическая сеть передачи данных сможет обеспечить сигнал надлежащего качества. 

Во время испытаний именно сеть передачи данных оказалась наиболее проблемным звеном. При управлении транспортом системой AutoMine сеть на базе Wi-Fi не обеспечивала бесшовные переключения, что приводило к частым остановкам грузовика. Только после нескольких этапов тестирования удалось наладить бесшовность и с этого момента AutoMine смогла демонстрировать свой потенциал. 

Это побудило Норникель провести испытания частных сетей 4G/5G в сотрудничестве с Nokia, Ericsson, Huawei, МТС и МегаФон. Скалистый - одна из самых глубоких шахт в Евразии, испытания проводились на глубине 875 м с использованием частот 1800 и 2600 МГц для 4G/LTE и 28 МГц для 5G. Частные сети показали свою эффективность в обеспечении надежной и безопасной высокоскоростной передачи данных и связи в сложных условиях подземной добычи. 

В итоге в Норникеле решились на полномасштабную автоматизацию с использованием двух самосвалов. Со стороны заказчика была сформирована проектная команда, которую возглавил Андрей Николаевич Дышлюк. Руководил проектом Владимир Александрович Трапезин, директор по автоматизации и информационной трансформации производства Департамента промышленных активов.

Компания выбрала систему AutoMine Multi-Lite, подключив к ней два автоматизированных самосвала - Sandvik TH540 и TH545i. Зоной автоматизации выбран транспортный горизонт 850 м рудника «Скалистый». Проект включает в себя 6 локальных рудных проходов, где идет загрузка руды в кузов самосвалов, 2 капитальных рудных прохода, предназначенных для приема руды и разгрузки самосвалов, а также многокилометровые горные выработки. Горизонт 850 м - одна из основных транспортных артерий шахты, по которой в каждую смену перемещается большое количество единиц самоходной техники и рабочих.

Автоматизация в частности позволила продолжать использовать грузовики также во время взрывных работ, когда люди не могут находиться под землей и оборудование обычно простаивает. 

Систему AutoMine подключили в 4 этапа. 

В первую очередь оборудовали диспетчерскую - установили пульт управления и кресло оператора в здании административно-бытового комплекса. После этого на самосвалы были установлены комплекты модернизации, позволяющие им работать автономно. Следующим, самым продолжительным этапом стала установка порядка 20 защитных ограждений в горных выработках. 

Завершающим этапом стал запуск системы в эксплуатацию. Для этого было проведено сканирование выработок, составление маршрутов движения и обкатка самосвалов. Этот этап также занял довольно много времени, отчасти из-за того, что самосвалы были доступны лишь во время 2-часовых смен. На каждом участке застройки требовалось несколько раз проехать на самосвале, тестируя построенный маршрут и корректируя его при необходимости. Специалисты Sandvik проложили маршруты таким образом, чтобы самосвал не задевал стены шахты в движении по прямой и на поворотах, а также установили места остановок под рудными проходами для погрузки и разгрузки руды. Поскольку шахта постоянно растет, некоторые маршруты пришлось корректировать даже во время развертывания системы.

Теперь предстоит оценить, насколько вырос коэффициент использования техники и объем транспортируемой горной массы. Кроме того, опыт Скалистого позволит другим российским горнякам оценить возможности автоматизации подземного оборудования. 

-- 

Комментариев нет:

Популярные сообщения

Желающие следить за новостями блога, могут подписаться на рассылку на follow.it (отписаться вы сможете в один клик). 

Еще можно подписаться на Telegram-каналы @abloud62 @abloudrealtime, где также дублируются анонсы практически всех новостей блога. 

 

Translate