----
Пояснительная записка:
Пояснительная записка
к проекту Стратегии развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года
Стратегия развития электронной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Стратегия) разработана с учетом требований федерального закона Российской Федерации от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 1162, и во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 года № ИШ-П13-3807.
Настоящая Стратегия расширяет основные положения Стратегии развития электронной промышленности России на период до 2025 года, утвержденной приказом Минпромэнерго России от 07 августа 2007 года № 311 (далее – Стратегия 2025), а также учитывает достигнутые в период 2008-2017 годов результаты ее реализации.
Стратегия направлена на повышение темпов развития электронной промышленности в Российской Федерации и устранение системных ограничений в этой сфере, определяет цели и задачи долгосрочного развития отрасли с учетом глобальных тенденций, имеющихся технологических и производственных заделов.
В целях увеличения темпов долгосрочного развития отрасли необходимо повышение конкурентоспособности и рыночной доли российской электронной продукции и услуг на их основе на внутреннем и внешнем рынках. В рамках реализации настоящей Стратегии необходимо обеспечить:
- освоение (увеличение доли российской электронной продукции в общем объеме сбыта) новых рынков, в первую очередь в гражданском сегменте, обладающем наиболее высокой емкостью, темпами роста спроса, стратегической значимостью и находящимся на ранних стадиях формирования технологического базиса и продуктового портфеля;
- поэтапное освоение приоритетных рынков, основанное на последовательном формировании научного задела и рыночных компетенций российских организаций электронной промышленности (от «традиционных» рынков к «рынкам будущего»);
- переход электронной промышленности от обеспечения потребностей других отраслей, к инициативному формированию новых комплексных электронных продуктов, обеспечивающих повышение эффективности деятельности их конечных потребителей;
- использование при освоении приоритетных рынков компетенций, инвестиционных и иных ресурсов, образующихся в рамках программы диверсификации продуктового портфеля организаций электронной промышленности;
- достаточный уровень финансирования проектов из внебюджетных источников, в том числе за счет привлечения венчурного капитала и средств ретейлеров электронной продукции, готовых развивать собственные направления дизайна и производства;
- приоритетное развитие электронной продукции, предназначенной для конечного применения;
- развитие организациями электронной промышленности комплекса предоставляемых сервисных услуг;
- формирование полного комплекса российских стандартов, охватывающего все ключевые стадии жизненного цикла электронной продукции от разработки до вывода из эксплуатации.
Реализация мероприятий, предусмотренных проектом Стратегии не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Проект Стратегии соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
----
----
Несколько иллюстраций и фактов из документа
Распределение объемов производства продуктов радиоэлектроники по регионам.
Интеграция отрасли отразилась в создании ряда концернов:
- АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей»;
- АО «Российская электроника»;
- АО «Концерн Радиоэлектронные технологии»;
- АО «Концерн «Автоматика»;
- ОАО «РТИ».
Три основых производителя микроэлектроники в РФ: Микрон, Ангстрем и предприятия, входящие в ГК "Ростех". Ключевой заказчик отечественной микроэлектроники - государство (45-60%), тогда как в мире - этот показатель 14%. В итоге, российская электроника - это военная электроника 91,8% приходится на военную продукцию. Экспорт российских организаций радиоэлектронной промышленности - 0.1% мирового рынка. Общий объем производства российской радиоэлектронной промышленности - 0.4%.
Доля российских организаций радиоэлектронной промышленности в структуре российского и мирового рынков.
Российские разработчики микроэлектроники научились зарабатывать
Динамика и прогноз объема выручки российских разработчиков и производителей микроэлектронной продукции, млрд руб. Предлагается опираться на разработки в рамках "дизайн-центров".
Распределение разрабатываемой и производимой микроэлектронной продукции по технологическому уровню за 2017 год.
Разработчики документа видят потенциал для освоения новых технологических уровней в России в АО "Ангстрем-Т". Конечно же, при условии "дополнительного финансирования". Как по мне, так это пока что "черная дыра", куда уже исчезло немало бюджетных средств. И, судя по всему, может исчезнуть еще.
Переход к 28 нм намечен на отдаленное будущее - 2026-2027 годы, а к 10-7 и вовсе к 2030 году до которого, как говорится, еще как-то дожить надо. Стратегия планируемого отставания?
Любопытны декларируемые ценности:
1. Мыслить конечными продуктами (да!);
2. Быть лидером инноваций, а не ведомым (сложно в отсутствии необходимого производственного оборудования)
3. Создавать новые продукты, а не воспроизводить старые (да, импортзамещение это, конечно, тупик, но для импортопережения нужны деньги на R&D).
4. Сильные национальные дизайн-центры (да!)
5. Открытая и развития кооперационная и информационная среда (хорошо бы, но у нас большинство производителей радиоэлектроники даже пресс-релиз написать не могут или не хотят, какая там открытая информационная среда).
6. Максимизация серийности продукции. (для этого нужно научиться делать востребованные массовым рынком современные продукты. Как уйти от ориентации на военного потребителя?).
4. Сильные национальные дизайн-центры (да!)
5. Открытая и развития кооперационная и информационная среда (хорошо бы, но у нас большинство производителей радиоэлектроники даже пресс-релиз написать не могут или не хотят, какая там открытая информационная среда).
6. Максимизация серийности продукции. (для этого нужно научиться делать востребованные массовым рынком современные продукты. Как уйти от ориентации на военного потребителя?).
Разработчики документа справедливо ставят на первое место геополитические риски, связанные с санкциями в отношении РФ и отношениями РФ с другими государствами. Это одна из основных причин существующих сложностей с российской промышленностью и экономикой. Вместе с тем, отмечаются и другие риски - макроэкономические, рыночные, технологические, кооперационные, инфраструктурные, законодательные, кадровые, операционные.
В пояснительной записке отмечается, что "реализация мероприятий, предусмотренных проектом Стратегии не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета"). Это не значит, что разработчики Стратегии готовы отказаться от бюджетного финансирования, в документе говорится, что источниками финансирования Стратегии являются бюджетные ассигнования федерального и регионального бюджетов (субсидии в рамках государственных программ, программа "Цифровая экономика", венчурные фонды, инвестиции крупных госкорпораций), а также внебюджетных источников. Мониторингом исполнении Стратегии будет заниматься по-прежнему Минпромторг РФ.
Раз в год Стратегию планируется актуализировать.
В пояснительной записке отмечается, что "реализация мероприятий, предусмотренных проектом Стратегии не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета"). Это не значит, что разработчики Стратегии готовы отказаться от бюджетного финансирования, в документе говорится, что источниками финансирования Стратегии являются бюджетные ассигнования федерального и регионального бюджетов (субсидии в рамках государственных программ, программа "Цифровая экономика", венчурные фонды, инвестиции крупных госкорпораций), а также внебюджетных источников. Мониторингом исполнении Стратегии будет заниматься по-прежнему Минпромторг РФ.
Раз в год Стратегию планируется актуализировать.
----
Комментариев нет:
Отправить комментарий