Интервью: Tele2 выходит на рынок Москвы. Как, зачем и почему?

Надеюсь, вы не посчитаете, что у меня началось раздвоение личности, если я предложу вам почитать мою беседу с самим собой? Оправдать себя могу только тем, что судя по различным признаком, интерес к выходу Tele2 на рынок Москвы велик, а ко мне никто не пришел, чтобы взять интервью ^^. Решил восполнить этот недочет, задавая себе вопросы и на них отвечая (на самом деле - нет, вопросы задавал мне другой человек). 

Зачем Тele2 идет на такой высококонкурентный рынок как Москва?

Московский рынок мобильной связи и ШПД совсем не высоко конкурентный по-сравнению с теми рынками, где Tele2 получила прекрасный опыт борьбы за долю. Напротив, в Москве действуют только три оператора "большой тройки", а Tele2 обладает проверенными средствами борьбы с этим противником.

Вместе с тем, московский рынок - рынок уникальный по потенциальным доходам, не сравнимый ни с какими другими рынками в стране. Поэтому быть здесь - это не какое-то имиджевое решение, а та цель, к которой Tele2 стремилась многие годы и теперь сможет ее достичь. Пусть даже для этого пришлось сменить владельцев.

Как обстоят дела с частотами, которые им понадобятся для работы?


Ситуация с частотами в Московском регионе у Tele2 не идеальна, но и плохой ее не назовешь. Грех жаловаться, как говорится. Начну с минусов. У Tele2 нет в регионе частот 900 МГц, что не позволит компании построить здесь собственную сеть GSM. С другой стороны, на дворе 2015 год, и даже для рынка России начинать сейчас строить GSM - это не самая лучшая идея. Зато у Tele2 есть частоты 2.1 ГГц, 800 МГц (5 МГц) и 2.5-2.7 ГГц (10 МГц). Есть еще 450 МГц и 2.3 ГГц, но использование этих диапазонов вряд ли начнется с первого дня, хотя они и сулят разные интересные перспективы.

Имеющиеся частоты позволяют компании сооружать сеть 3G/ LTE в Московском регионе. Например, сеть LTE с поддержкой VoLTE с первого дня существования. А также с поддержкой Voice over Wi-Fi. 

Ростелеком в качестве одного из владельцев - это козырь в виде доступных магистральных сетей, вдобавок можно будет задействовать оптику компании в Московском регионе, что удешевляет и ускоряет строительство сетей Tele2.

Выходить на уже сформировавшийся рынок в чем-то даже удобно. Во-первых, оборудование сейчас намного лучше того, что ставил, скажем, МегаФон, выходивший в Москву позднее конкурентов. Оно компактнее, потребляет меньше электроэнергии, оно еще и дешевле. Базовые станции радиоподсистемы универсальные, мультирежимные, с поддержкой сразу и 3G и LTE. Да и строились раньше по-другому, тот же МегаФон в скором времени вынужден будет вести существенную модернизацию своей сети, скорее всего, с временной потерей качества, что будет отражаться на настроениях абонентов. Сейчас уже понятно, как изменились требования и потребности и при грамотном подходе все можно делать "по уму" с прицелом на следующие годы.

Есть вопросы, на которые у меня пока нет ответов. Существенным будет, например, то, насколько Tele2 сумеет задействовать под LTE диапазон 800 МГц в Москве и в области. Если сможет, то покрытие даже на первых порах может оказаться хорошим, сравнимым с тем, что обеспечили конкуренты за все предыдущие годы. Если не сумеет, нужно будет ставить больше баз. Раза в три. Что, соответственно, намного дороже. Понадобится несколько тысяч баз LTE b7. Если поставят тысячи 3 и более, получится очень неплохо. Вот только сейчас находить места под установку... дорого и сложно. И арендная плата низкой не будет. Это проблема для оператора, но с ней сталкиваются по-сути все конкуренты в равной степени.

На какой инфраструктуре они могут работать в Москве, на своей или они будут здесь виртуальным оператором (в России, как понимаю, эта бизнес модель не прижилась)?

Я практически уверен, что инфраструктура сетей 3G/LTE будет у Tele2 в Москве полностью собственной. Сложная тема - поддержка GSM. Оператор может захотеть обеспечить своим пользователям возможность звонков в Москве в режиме GSM. Это получится только в режиме MVNO. Здесь интрига. Пока у T2 спрашивали - ведут ли они соответствующие переговоры, они всегда говорили, что не ведут, но было понятно, что им это интересно. Поэтому если кто-то из Б3 даст слабину, и пустит T2 на свою сеть, вопрос с традиционным GSM решится. Все же с каждым днем актуальность GSM-сети на мой взгляд снижается. А московские сети забиты - частоты 1800 МГц операторы постараются высвободить под LTE, частоты 900 МГц - под 3G, куда тут пускать еще одного оператора на свои частоты, когда и в своей сети качественную передачу голоса в GSM обеспечивать уже с трудом удается. 

На мой взгляд, Tele2 нужно будет стимулировать абонентов отказываться от этой старомодной фигни в пользу VoLTE и голоса по Wi-Fi. Этому должны будут способствовать тарифные условия. 

У Tele2 минимум 16 млрд рублей для освоения рынка Московского региона. Вполне достаточная сумма для первичного обустройства.

В чем их бизнес-модель с точки зрения абонента отличается от остальных, если вообще отличается, или это еще один оператор пытающийся прорваться на московский рынок с платежеспособными клиентами?

Бизнес-модель Tele2 традиционно отличалась от моделей других операторов тем, что Tele2 старалась быть или хотя бы выглядеть дискаунтером. Кроме того оператор акцентирует внимание потребителей на простых и понятных тарифах. Почти уверен, что компания продолжит разыгрывать эту карту и сейчас. Что, на мой взгляд, приведет к снижению цен на телеком-услуги на московском рынке, но позволит оператору быстро сформировать начальную базу абонентов в Москве.

Что они могут предложить пользователям на твой взгялд? Могут ли они начать демпинговать, чего абонентам очень бы хотелось, или рынок низкомаржинальный и демпинговать там просто нельзя?

Рынок Москвы - высокомаржинальный, а также высокотехнологичный (с точки зрения, например, уровня проникновения смартфонов), поэтому оставляет Т2 массу вариантов для маневра! В частности, как я уже упоминал выше, в T2 могут пойти в тему пакетов с декларируемым бесплатным нелимитированным голосовым общением по VoLTE, а может быть и в режиме 3G. 

Возможны и другие варианты. Безусловно, это могут быть пакеты с большими объемами включенного трафика. Да что там, на первых порах, чтобы привлечь к себе абонентов, T2 может позволить себе предложить безлимитный дата-трафик на несколько месяцев, пока сеть еще не заполнена абонентами. Вариантов выхода в Москву очень много, я ожидаю, что оператор постарается выйти ярко, с интересным для клиентов предложением, а не окажется "еще одним оператором большой четверки" на момент выхода. Это и обеспечит компании возможность быстрого первичного набора абонентской базы.

Ждать выхода Tele2 на московский рынок осталось совсем недолго - ориентироваться можно, думаю, на сентябрь-октябрь. Тогда и посмотрим, насколько мои ожидания были близки к реальности. 

++
++

Комментариев нет:

Популярные сообщения

Желающие следить за новостями блога, могут подписаться на рассылку на follow.it (отписаться вы сможете в один клик). 

Еще можно подписаться на Telegram-каналы @abloud62 @abloudrealtime, где также дублируются анонсы практически всех новостей блога. 

 

Translate