Первые укрепления были построены здесь в 1475 году шведами.
С 1714 года территория практически необитаемого острова Ховинсаари и укрепления на нем несколько раз переходили от шведов к русским и обратно. Это было связано с прохождением вдоль Кюмени Большой королевской дороги, построенной шведами, контроль за передвижением войск по которой имел стратегическое значение.
После российско-шведской войны 1788-1790 годов, было принято решение о строительстве двойной крепости в качестве части юго-восточной российской фортификационной системы на территории Финляндии. Две малые русские крепости на острове должны были войти в так называемую третью оборонительную линию, возводимую для защиты Санкт-Петербурга.
Симметричная крепость Кюмень-город на севере острова должна была прикрывать от нападения с суши Роченсальмскую (Ruotsinsalmi) морскую крепость и порт на юге. Южная крепость располагалась на месте сегодняшнего города Котка. Вместе эти две крепости образовывали крепостную систему острова. Разбросанные по островам и берегам роченсальмские форты, числом около двадцати, практически никогда не играли существенной роли ни в военно-стратегическом, ни в градостроительном отношении.
Эти две островные крепости почти не знали ярких событий, сыграв малую роль в истории. И все же, в разные годы с их историей пересекался путь известных людей.
При Екатерине, например, строительством форта на месте будущей крепости руководил полководец Александр Суворов.
Несколько лет в крепости и ее окрестностях, в ожидании производства в офицеры, несколько лет служил русский поэт Евгений Баратынский.
В одном из фортов сопряженной с Кюмень-городом Роченсальмской крепости почти год томилось несколько декабристов, которых затем выслали в Сибирь.
В Роченсальме родился изобретатель первого русского самолета Можайский, а его отец служил в Роченсальмской крепости.
Проект Кюмень-города суворовского периода.
Судьбу Кюмень-города решали несколько российских императоров - от Екатерины II и Павла I до Александра I.
Рядом с ней состоялось два морских боя, известных, как Роченсальмские - один с викторией для российских моряков, и другой, выигранный шведами. В нулевые годы XXI века финские дайверы подняли и захоронили по православному обряду останки моряков одного из затонувших более 200 лет назад кораблей.
В конце первой трети XIX века крепость потеряла военное значение и в 1836 году была официально упразднена.
В середине 19 века город Роченсальм был сожжен дотла в ходе артобстрела с моря и высаженным десантом англо-французской эксадры. Несколько десятилетий спустя на этом месте был основан новый город - Котка, известный в наше время, как крупнейший порт Финляндии.
В Котке проводил первые сеансы связи по-радио Александр Попов. Большевики провели в Котке съезд РСДРП, где среди прочих выступал Владимир Ленин (Ульянов).
С 1918 года территория, где стоит Кюменьгородская крепость, отошла к Финляндии. В 1918 состоялся, вероятно, единственный в истории крепости, бой - немецкий десант выбил из крепости отряды красной гвардии (красных финнов), которые обучались в крепости военному делу в ходе гражданской войны в Финляндии.
С первой трети XX-го века крепость использовалась финской армией. В наследство она оставила ряд построек, которые и сегодня видны на спутниковых и аэрофотоснимках.
В нулевые годы XXI века финские военные оставили крепость и она окончательно превратилась в исторический объект, где ведутся раскопки, реставрационные работы и работы по восстановлению экологии почвы.
Построенная в начале XIX века русская крепость Кюмень-город сохранилась до наших дней и сейчас ее территория принадлежит финскому государственному предприятию Senaatti-kiinteistöt.
Эти мои записки о Кюменьгородской крепости - в память военной истории России.
Оглавление
2000-2009
1970-1979
1930-1949
1910-1919
1900-1909
1890-1899
1870-1879
1860-1869
1850-1859
1820-1829
1810-1819
1800-1809
1790-1799
1778-1789
1700-1777
(оглавление пока не подключено)
С первой трети XX-го века крепость использовалась финской армией. В наследство она оставила ряд построек, которые и сегодня видны на спутниковых и аэрофотоснимках.
В нулевые годы XXI века финские военные оставили крепость и она окончательно превратилась в исторический объект, где ведутся раскопки, реставрационные работы и работы по восстановлению экологии почвы.
Кюменьгородская крепость (Kyminlinna), 2009
Построенная в начале XIX века русская крепость Кюмень-город сохранилась до наших дней и сейчас ее территория принадлежит финскому государственному предприятию Senaatti-kiinteistöt.
Эти мои записки о Кюменьгородской крепости - в память военной истории России.
Оглавление
2000-2009
1970-1979
1930-1949
1910-1919
1900-1909
1890-1899
1870-1879
1860-1869
1850-1859
1820-1829
1810-1819
1800-1809
1790-1799
1778-1789
1700-1777
(оглавление пока не подключено)
Комментариев нет:
Отправить комментарий