Справедливо будет выслушать и мнение оппонентов, которым идея балльного подхода нравится, а его принятие представляется актуальной и важной задачей. Знамя борьбы за введение балльного подхода сейчас явно находится в руках Консорциума "Вычислительная техника", который направил письмо в защиту проекта поправок в закон в адрес председателя правительства РФ, в Минпромторг, Минцифру и в Минэкономразвития.
Вашему вниманию текст письма Консорциума "Вычислительная техника" (простите за употребление бюрократического термина ЭКБ - так уж в оригинале):
--
18.08.2021 исх. №169
Уважаемые члены Правительства!
2020 год ознаменовался первыми миллиардными контрактами на поставку вычислительной техники из Единого реестра продукции. Но доля российских компаний все ещё колеблется около 20% от общего объема национального рынка. Меры государственной поддержки должны максимально мотивировать повышение уровня локализации разработки и производства вычислительной техники, применение отечественной ЭКБ, но обеспечивая при этом постоянный прирост доли национального рынка.
Действующее Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года № 718 «О критериях отнесения промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в Российской Федерации» в части применения к продукции под кодом 26.20 «Производство компьютеров и периферийного оборудования» не отвечает текущему уровню развития отрасли, содержит несвоевременные и неисполнимые на наш взгляд нормы, что может привести к потере российскими разработчиками и производителями большей части с трудом отвоеванного национального рынка, скомпрометировать идеи квотирования и импортозамещения.
От лица отрасли, которую Консорциум «Вычислительная Техника» представляет, просим поддержать, предложенный в июне 2020 года Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года № 719». Предлагаемые изменения стимулируют создание широкой номенклатуры вычислительной техники, применение отечественной ЭКБ способствует дальнейшему укреплению позиций на рынке российских компаний, обеспечивая не только увеличение выручки и как следствие налоговых поступлений, но и создание новых высокотехнологичных рабочих мест, повышение уровня технологического суверенитета.
Приложение № 1-4 на 5 листах
С уважением,
Генеральный директор С.С.Легостаева
Генеральный директор С.С.Легостаева
--
Приложение 1.
Информация о "Консорциуме "Вычислительная техника"
Автономная некоммерческая организация развития радиоэлектронной отрасли "Консорциум "Вычислительная техника" была создана при непосредственном участии Минпромторга России и осуществляет взаимодействие на основании заключенного соглашения как с Минпромторгом, так и с Минцифры России. В состав Консорциума входят российские компании - лидеры рынка вычислительной техники: Аквариус, АТОЛ, Деловой офис (IRU), Депо Электроникс, Крафтвей Корпорейшнс, КНС Групп (Yadro), Булат, Национальные Технологии, ICL, АО «Элемент» - группа компаний объединяющая производителей микроэлектроники, АО «Байкал Электроникс» - ведуший ироизводитель микропроцессоров, GS Group - ведущий холдинг в области электроники и многие другие.
Лидерство подтверждено долей рынка среди российских производителей (от 60 до 90%) в разных иродуктовых сегментах вычислительной техники) и более 140 наименованиями продукции, представленной в Едином реестре радиоэлектронной продукции. В клиентских устройствах на долю Консорциума приходится более 80% реестровых решений, в портативных устройствах до 10 кг 74%, в серверных решениях и в СХД более 45% и 44% соответственно. Уже сейчас наша техника представлена как на x86 архитектуре, так и на отечественных процессорах.
В рамках проектов по Постановлению Правительства РФ № 109 создано и находится в разработке более 40 решений вычислительной техники. существенная часть из которых создается в соответствии с политикой Минпромторга России на отечественных процессорах. Общий объем средств, вложенных компаниями в эти разработки, составляет несколько миллиардов рублей, Помимо проектов с использованием субсидий, компании ведут разработку вычислительной техники за счет исключительно собственных средств. При этом ряд компаний ведут собственные разработки в области ЭКБ, в именно микропроцессоров и микроконтроллеров, а также активно инвестируют в собственные производственные мощности на территории Московской, Калужской, Ивановской областей и в городах Санкт-Петербург и Казань.
Участники Консорциума являются конкурентами, но несмотря на это объединились ради достижения общей цели по развитию отрасли и отвоевывания национального рынка. Наши эксперты более года совместно с Минпромторгом разрабатывали предложения в проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года № 719" и учли все вопросы, связанные со сбалансированным развитием нашей отрасли.
--
Приложение №2
Справочная информация о действующем ПП 719 и предлагаемых ключевых изменениях
Что не устраивает в действующем ПП
Адавалорная доля, используемая в качестве критерия отнесения продукции, произведенной на территории Российской Федерации допускает различные манипуляции с ценообразованием, но при этом не дает представление о том какие именно отечественные компоненты используются в производимом серийно оборудовании, какие именно технологические операции активно локализуются, а какие все еще являются барьером на пути повышения технологического суверенитета. При этом ситуация может существенно отличаться не только среди продуктовых групп, но и среди конкурентных продуктов из-за разного уровня технологической сложности.
Плюсы предлагаемых решений
Переход к балльной оценке соответствия оборудования критериям продукции произведенной на территории РФ. Балльная система позволяет отслеживать развитие всех технологических операций цикла создания вычислительной техники и применение широкой номенклатуры ЭКБ. При этом исключаются риски ценовых манипуляций, стимулируется создание широкой номенклатуры вычислительной техники и применение отечественной ЭКБ, а также присутствует маневр для разработчиков и производителей в зависимости от технологической сложности изделия и сложившихся кооперационных связей с российскими предприятиями.
Что не устраивает в действующем ПП
Нормы по обязательности применения отечественного процессора:
- в системах хранения данных с 01 января 2021 года
- по ноутбукам и планшетам с 01 июля 2021 года
- по всей остальной вычислительной технике с 01 января 2022 года
с учетом текущего уровня полноты продуктовых линеек (как в вычислительной технике, так и в процессорах), зрелости софтверной экосистемы, мирового кризиса в микроэлектронике, при введенных и повышающихся в следующем году нормах квотирования на закупку отечественного оборудования могут привести не только к потере большей части с трудом отвоеванного национального рынка, но и скомпрометировать идеи квотирования и импортзамещения. Потеря российскими разработчиками и производителями национального рынка не может способствовать увеличению объемов продаж и развитию отечественной микроэлектронной продукции.
Плюсы предлагаемых решений
Обязательность применения отечественных процессоров для серверов, систем хранения данных, персональных компьютеров, включая ноутбуки и планшеты предлагается установить с 01 января 2023 года, что позволяет реализовать мероприятия, как направленные на нивелирование сдерживающих применение отечественных процессоров факторов, так и на сохранение и увеличение доли национального рынка, приходящегося на отечественных разработчиков и производителей.
--
Приложение №3
Меры, направленные на стимулирование применения отечественных процессоров и контроллеров
Проектом предусмотрены следующие меры стимулирования применения отечественных процессоров и контроллеров
1) За применение отечественного центрального процессора - 50 баллов (максимальный балл по сравнению с другими позициями)
2) За применение отечественного центрального микроконтроллера - 40 баллов (второй по значимости балл)
3) За применение отечественной ЭКБ (помимо отечественных центральных процессоров и контроллеров) - 20 баллов
4) За осуществление инвестиций в разработку процессоров и микроконтроллеров - 25 баллов
Четвертая мера является одной из опций за которую можно получить дополнительные баллы. Она, как и первые три, не является обязательной. Величина балла по данному критерию в два раза меньше, чем величина за применение отечественного процессора, что не позволяет рассматривать данные операции как равнозначные и взаимозаменяемые.
Денежные критерии инвестиций таковы, что даже если одна компания осуществит их в минимальной сумме 250 млн рублей, то этого достаточно для содержания в течение года одной команды разработчиков микропроцессоров или закупки нескольких десятков тысяч процессоров для персональных компьютеров. При осуществлении инвестиций несколькими лидерами рынка в течение даже одного года микроэлектроника получит дополнительно около 1,5 - 2 млрд рублей.
Денежные критерии инвестиций таковы, что даже если одна компания осуществит их в минимальной сумме 250 млн рублей, то этого достаточно для содержания в течение года одной команды разработчиков микропроцессоров или закупки нескольких десятков тысяч процессоров для персональных компьютеров. При осуществлении инвестиций несколькими лидерами рынка в течение даже одного года микроэлектроника получит дополнительно около 1,5 - 2 млрд рублей.
--
Приложение №4
Справочная информация по применению отечественных процессоров
1. Ситуация с поставками процессоров
По данным самих разработчиков отечественных микросхем, минимальный срок поставки процессоров, который им озвучивают, составляет 400 дней. То есть заказанные сейчас процессоры могут быть получены не ранее конца 2022 года. АНО "ВТ" направляло письмо поддержки в ФРП по вопросу создания специальной программы льготного кредитования для формирования складских запасов ЭКБ под будущую продукцию. МПТ активно поддерживает
данную инициативу. Необходимо обратить внимание, что если прочая ЭКБ, с которой также возможны перебои, может быть заменена на более доступные аналоги, по которым налажена глобальная кооперация и она регулярно производится вне зависимости от заказов разработчиков, то замена центрального процессора на процессор другого производителя и тем более другой архитектуры невозможен.
2. Системы хранения данных
Благодаря закону Яровой появился мощный импульс для развития отечественных СХД - новый сегмент, в котором работают в основном две компании КНС-Групп и Норси-Транс. Данные по этому сегменту не являются открытыми, плюс поставка идет не отдельно взятых СХД из Единого реестра радиоэлектронной продукции, а систем СОРМ, которые также могут включать иное вычислительное оборудование. Однако с уверенностью можно сказать, что данный сегмент составляет не более 20% от общего рынка СХД и в ближайшем будущем произойдет его насыщение. В данном сегменте регулятор может вводить свои требования отличные от распространяемых на весь регулируемый рынок.
Общий объем поставок СХД в штуках в 2019 и 2020 годах, исходя из статистики IDC составлял в среднем 13,6 тысяч штук. При допущении, что на регулируемый рынок идет около 50% продукции и согласно утвержденным Правительством квотам на 2022 год (СХД - 40%), то требование по обязательности применения отечественного процессора могло бы сформировать максимальный объем реализации процессоров в диапазоне от 6 до 20 тысяч штук. Однако сегмент СХД содержит решения серьезно различающиеся по своим технологическим и, соответственно, функциональным характеристикам. На сегмент в котором присутствуют решения на отечественном процессоре приходится не более 20%, таким образом введение запрета возможно позволило бы сформировать спрос на процессоры в размере не более 4 тысяч штук. Однако эта же норма не позволит развивать сегмент высокотехнологичных СХД, в котором российские разработчики и производители еще не имеют решений (объем около 9 млрд рублей в год) и приведет к потере среднего сегмента в котором российские компании начали теснить иностранные, но с решениями на иностранных процессорах (объем около 20 млрд рублей из которых уже почти половина приходилась на отечественные компании). В период до 01 января 2023 года можно будет реализовать инициативы, которые были предложены АНО "ВТ" и поддержаны АКРП (Ассоциация "Консорциум дизайн-центров и предприятий радиоэлектронной промышленности) по введению требования по обязательности применения отечественного процессора после внесения изменения в коды ОКПД 2, чтобы норма касалась подкодов, определяющих технологический сегмент СХВ в рамках которого решения уже есть и не одно. Пока изменения не внесены предлагается сформировать подквоты для решений на отечественных процессорах, об этой инициативе АНО "ВТ" также уже сообщала в Правительство РФ.
3. Планшеты и ноутбуки
Пилотная партия плат с первым разработанным отечественным процессором для ноутбуков и планшетов появится не ранее сентября 2021 года. После чего необходимо будет провести работы по тестированию, доказывающему их функциональную пригодность, формированию программной экосистемы, запуску серийного производства, как процессоров, так и оборудования. При этом в 2020 году в рамках национального проекта "Цифровизация системы образования" было закуплено более 266 тысяч ноутбуков. Из них только 22% пришлось на отечественных производителей (Aquarius, ICL, Depo). В 2021 году, в том числе благодаря привлечению внимания к проблеме со стороны Правительства РФ, ситуация начала меняться. На уже прошедших конкурсах 59,2% ноутбуков (19 тысяч из 32 тысяч) были закуплены российские. Общий объем, планируемый к закупке в 2021 году, 400 тысяч штук. Но они должны поддерживать x86 архитектуру, исходя из требований заказчиков. При квоте на 2022 год 60%, грубой оценке регулируемого рынка в 50%, потребность в процессорах составит 2 млн штук! Дополнительный год позволит, при удачном тестировании, запустить серийный выпуск продукции на отечественных процессорах и внести при поддержке Минцифры России изменения в систему формирования технических заданий конечных заказчиков и максимально адаптировать программное обеспечение под отечественные процессоры.
4. Персональные компьютеры
Разработчики и производители вычислительной техники подтвердили высокую промышленную готовность в части персональных устройств на отечественных процессорах с 01 января 2022 года при условии своевременного обеспечения процессорами. Но при соблюдении этого срока с целью избегания проседания рынка необходимо реализовать ряд мероприятий: 1) изменить требования к отечественному софту, применяемому на АРМ в части обязательной совместимости с отечественными процессорами; 2) обеспечить готовность экосистемы государственных заказчиков, в частности, государственных информационных систем, поддерживать архитектуры отечественных процессоров. Также необходимо провести анализ планов по цифровизации и жестко закрепить требование по приобретению только отечественных АРМ. При квоте на 2022 год 60%, грубой оценке регулируемого рынка в 50% потребность в процессорах составит около 600 тысяч штук.
Однако в 2020 году, например в медицинские организации поставлено более 330 тысяч единиц вычислительной техники, но при этом более 72% (240 тыс.) иностранного производства на базе операционной системы Windows.
Учитывая отсутствие четких сроков по реализации указанных мероприятий в части обеспечения совместимости с программным обеспечением предлагается перенести срок еще на год до 01 января 2023 года и максимально сконцентрировать усилия на вопросе готовности софта.
5. Серверное оборудование
Ситуация с серверным оборудованием во многом аналогична (ситуации) с СХД. Плюс все заказчики обозначают проблему перехода с x86 архитектуры. Только за счет софтверной виртуализации она качественно не решается.
--
Комментариев нет:
Отправить комментарий