Выставка ChipExpo - 2019 проходила при официальной поддержке Департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторг РФ.
Кроме, собственно, выставки, была пленарная встреча, круглые столы и лекционная программа. Вашему вниманию - подборка ключевой информации.
Пленарное заседание открывал Василий Шпак, глава департамента радиоэлектронной промышленности Минпромторга.
В своем выступлении г-н Шпак отметил, что микроэлектроника используется везде и касается всех сторон нашей жизни. "Использование устройств и аппаратуры в конечных услугах - вот та первая оболочка, та внешняя среда, которая определяет требования к аппаратуре, к компонентной базе, к ПО, всему, что с этим связано". Исходя из этого, перед отраслью ставятся стратегические задачи. В частности, предприятиям предлагается сосредоточиться на вопросе, связанном с формированием спроса, с целью "доминирования на российском рынке и экспансии на новый формирующийся рынок".
Не менее важной представляется тема развития профессиональных и управленческих компетенций.
Как ни печально, но следует признать, что Россия уступает странам-лидерам, как по количеству, так и по качеству подготовки кадров, необходимых для развития отрасли.
Еще одна задача - повысить эффективность производственных и бизнес-процессов. И, если говорить о цифрах, - "К 2030 году мы планируем с сегодняшних 1,8 триллионов рублей поднять совокупную выручку и соответственно повысить долю гражданской продукции до 5,2 триллионов рублей. Если говорить про экспорт, то к 2030 году планируется в 3 раза увеличить объем продукции: с 4 существующих до 12 миллионов в перспективе», – пояснил глава ДРЭП.
Итак, где надо "концентрироваться":
- кадровые ресурсы;
- научно-техническое развитие;
- средства производства;
- эффективность управления;
- стандартизация;
- отраслевая информационная среда;
- капитализация.
Решение последней проблемы "наверху" видят в кооперации предприятий отрасли. Чтобы работали эффекты масштаба, чтобы добиться синергии, необходимо объединяться в технологические, кооперационные цепочки.
Кооперацию можно налаживать по-разному. Например, на базе центров технологических компетенций. Скажем, создавать центры сертификации, стандартизации, центры, которые бы помогали участникам отрасли в продвижении продуктов.
От компаний-участниц ждут превращения в отраслевых чемпионов по экономической эффективности и механизмам управления. Будут лидеры по конкретным конечным продуктам, можно будет на их базе проводить разработку наиболее технологически сложных и капиталоемких проектов.
Перспективу видят также в дизайн-центрах. Именно от них ожидают наибольшую креативность. А потому создание и поддержку дизайн-центров предлагается всячески поощрять.
И, конечно, была упомянута модная нынче тема коллаборации - будь то стратегические альянсы, партнерства (в том числе с иностранными компаниями, но с целью трансфера технологий в обмен на доступ на российский рынок). Оптимальным и основным инструментом коллаборации предлагается считать производственный консорциум. Несколько таких будут созданы в ближайшее время - в области телеком-оборудования, вычислительной техники, ряд производственных консорциум.
Регулятор надеется получить от консорциумов, как увеличение объема рынка в соответствующем сегменте, так и выпуск конкурентоспособной продукции. Что Минпромторг хочет получить от консорциумов? Формирование понятной продуктовой линейки, дорожной карты под нее, а также создание базиса для перспективного устойчивого развития в дальнейшем.
В Минпромторге обещают консорциумы поддержать, и даже отдать им на регулирование нормативно-правовой среды по сегменту их работы. От консорциумов ожидают, что они сами справятся и со стандартизацией, и с сертификацией.
Очень интересное, смелое решение. Можно ли ожидать его эффективности в нашей, привыкшей к патернализму и плотному госрегулированию бизнес-среде?
Что еще обсуждалось на ChipExpo 2019
Павел Куцько, директор ФГУП «МНИИРИП», говорил об информационном обеспечении отрасли. Как и годом ранее на Chip Expo 2018 - https://t.me/abloudrealtime/1202 .
Ситуация остается грустной, по-прежнему не решены вопросы эффективного межведомственного взаимодействия, не хватает готовности к сотрудничеству госинститутов и бизнеса.
Вновь говорилось о созданном "сервисе единого окна", в котором специалисты могут получать информацию о выполнении услуг, которые осуществляет институт. С 23 сентября в сервисе единого окна доступно 19 услуг, с их перечнем можно ознакомиться на сайте МНИИРП, с 1 октября появилось еще 5 платных услуг.
По-прежнему развивается сервис ЭКБ Маркет. К работе подключился Консорциум радиоэлектронной промышленности.
До 1 декабря будет открыт МФЦ в Мытищах в здании МНИИРИП.
В планах - создать аналитическое пространство, которое бы позволило осуществлять мониторинг и оперативное регулирование закупок по исполнению Постановления Правительства РФ 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории России".
Арсений Брыкин, АО Росэлектроника, высказался о нормативно-правовых инициативах по устранению недобростовестных практик при осуществлении закупок РЭ-продукции гражданского назначения.
Гульнара Хасьянова, гендиректор Микрон, выступила на тему "Экосистема микроэлектроники", отметив, что без зрелой экосистемы нельзя будет говорить о технологической состоятельности, да вообще о развитии. Подробнее об этом - чуть ниже.
Еще говорилось о цифровизации АПК, о возможностях реализации проектов по созданию гражданской РЭ в условиях новых стратегических приоритетов.
Традиционно были подведены итоги конкурса Золотой Чип. Первое место в номинации "Лучшее изделие ЭКБ 2018-2019 присудили АО НПЦ Элвис, в номинации "Надежный поставщик ЭКБ" - ООО "ЭНЭЛ"; в номинации "Лучшее изделие специального и двойного назначения 2018-2019" - НТЦ "Модуль". Первое место в конкурсе "Золотой чип", в категории "Импортзамещение" разделили АО НИИМЭ и ПАО Микрон (разработка микропроцессора для смарт-карт MIK51BC16D / К5016ВК01).
--
Г.Х.: Перед нами, участниками отрасли, стоит сложная задача, которая требует агрессивного решения. Мы хотим, чтобы отрасль радиоэлектронной промышленности в нашей стране росла более высокими темпами, чем она растет в мире.
Может показаться, что эта задача невыполнима. Но если оглянуться, то видно, что различные государства в различные исторические периоды, такие амбициозные задачи решали. Поэтому, если мы ставим перед собой решение задачи роста, опережающего по темпам среднемировые, то понятно, что нам следует задействовать те механизмы, которые ранее мы не задействовали.
Во-первых, это касается применения различных новых бизнес-моделей, поскольку если оставаться в рамках старых, очевидно, это не даст опережающего рынок роста.
Во-вторых следует задействовать то, что принято называть “прорывными технологиями”, то есть делать заделы и активно развивать рынки, которые еще не сформировались, но наверняка будут расти.
Первый механизм, то есть применение новых бизнес-моделей, уже сейчас можно задействовать, запустив активное взаимодействие участников отрасли через консорциумы, которые будут формироваться по отраслевому признаку. Это должно заменить привычный механизм НИОКР-ов. Мы к нему, безусловно, привыкли, жили с ним ни одно десятилетие, но сейчас эффективность этого механизма низкая, особенно в этом году это можно было почувствовать, это почувствовали на себе многие участники рынка. У всех с НИОКРами есть определенные проблемы.
Предлагаемый ему на смену механизм, предназначен для перестройки бизнес-модели с тем, чтобы можно было осуществить качественный рывок. В чем основное отличие нового подхода, опирающегося на взаимодействие в рамках консорциума? В том, что в определенной нише консорциум формирует не только продукт, но и гарантированный рынок сбыта этого продукта. Под этот сегмент рынка выстраиваются цепочки производителей, выдающие требуемый продукт. От разработки ЭКБ до разработки радиоаппаратуры.
Принципиальная новизна здесь в том, что мы не просто формируем производственные цепочки, но также в том, что всякий раз ставится и решается задача формирования рынка для ЭКБ. И уже с учетом наличия такого рынка, с учетом выстроенной цепочки поставок, формируются условия для помощи от государства в виде финансирования, льгот, освобождения от каких-либо налогов, субсидий и т.п.
Важно, что здесь нет финансирования какого-то отдельного звена. Здесь речь о поддержке всей цепочки, всех участников процесса!
Выстраивание кооперационных связей и станет, возможно, тем инструментом, который нас поднимет на качественно новый уровень.
Еще раз. Если сейчас посмотреть, то какую бы микросхему, какую бы ЭКБ мы не разработали, даже если она будет дешевле китайской, это не означает, что ее у нас купят. Почему? Да потому, что у нас разрушены, так называемые, “переделы”, особенно, что касается рынка гражданской продукции. Которые сформированы и эффективно работают во всем мире. Когда взаимодействуют разработчик-производитель микросхем -> разработчик блоков -> разработчик аппаратуры. У нас этого сейчас нет.
Разработчики аппаратуры за рубежом сейчас используют готовые блоки, что позволяет им быстро создавать и выводить на рынок новые решения. Разработчики блоков точно так же практически не работают с “рассыпухой”, они формируют свои блоки из готовых модулей, берут их с рынка. А производитель микросхем не ограничивается производством только отдельных полупроводниковых изделий, но зачастую поставляет на рынок различные востребованные функциональные модули.
Создаются реестры в которых содержится информация не только об отдельных микросхемах, но также о модулях и блоках. Кстати, это еще одна тема для господдержки, применительно к российскому рынку.
Как нам подойти к восстановлению цепочек вместе с остальными действующими участниками рынка?
Изобретать велосипед не нужно. Достаточно опять же посмотреть на мировой рынок, на то, какие там механизмы уже присутствуют и эффективно работают.
Это, так называемая, экосистема!
Формирование экосистемы легко показать на примере сервисов для Apple iPhone. Есть корневой продукт, в нашем примере это iOS. И для нее было создано гигантское число мобильных приложений и услуг на их базе. Благодаря тому, что есть множество совсем небольших игроков, которые заняты написанием приложением и созданием услуг. Пользователю все это многообразие предоставляется в единой, понятной и удобной оболочке. Благодаря такому подходу конечный пользователь, не покидая выбранной им экосистемы, получает все новые и новые приложения и услуги.
Лейтмотив при создании экосистемы - создаем большое число участников, которые привносят в систему ценность. На любом рынке, в нашем случае, на рынке микроэлектроники, мы необходимо большое число игроков. Это поможет нам поменять систему. И если смотреть примеры экосистем, то и на нашем рынке мы можем наблюдать удачные примеры, как на рынке B2C, так и на рынке B2B.
Мы сейчас фокусируемся на рынке B2B, прежде всего, поскольку именно это требуется для восстановления производственных цепочек.
Как это может выглядеть применительно к рынку микроэлектроники в целом?
Приятно видеть в зале представителей квалифицированных поставщиков. Это большая армия, на самом деле. В России их насчитывается порядка семи сотен. В структурах этих компаний есть квалифицированные инженеры по применению, способные взаимодействовать с заказчиками, у них налажены тесные связи с заказчиками. Это отличная основа для формирования экосистемы, поскольку участников много и они являются квалифицированными.
Давайте посмотрим, как квалифицированные поставщики могут модифицировать свой бизнес в рамках изменяющейся бизнес-модели. Используя свой доступ к главным конструкторам, к клиентам, они могут инициировать модификацию уже разработанных наших изделий под своего заказчика, они могут заказать нам новые изделия в рамках импортзамещения. И, по-сути, изменить, поднять свой класс, из ранга поставщиков перейти в ранг разработчиков.
Для этого не обязательно становиться полноформатными дизайн-центрами. Можно стать чем-то вроде дизайн-центров первого уровня, завязанными на инженеров по применению. Но это как раз и было бы эффективным изменением бизнес-модели работы отрасли, с которым мы связываем надежды на ее успех.
Сейчас у нас идут отдельно разработка и попытки продать в рынок силами существующих продавцов. И есть целая армия людей и участников рынка, которая активно взаимодействует с потребителями, таская сюда иностранную ЭКБ и объясняя, почему российскую ЭКБ нельзя применить. Наша задача - изменить эту ситуацию. Мы готовы помочь квалифицированным поставщикам перейти на новый уровень, уровень разработки.
У нас нет задачи “натянуть бизнес на себя”, рынка хватит на всех. Речь идет о создании экосистемы с большим количеством успешных игроков. И для этого нужно перестроить кооперационные связи с тем, чтобы получалось решать задачи, которые поставил перед нами регулятор. Потенциал для этого в стране есть. Поэтому мы на выставке ChipExpo-2019 присутствуем не сами по-себе, а на стенде МНИИРИП, который объединяет сейчас всех участников информационно.
Приглашаем заинтересованных к продолжению разговора о создании экосистемы! Нужны обсуждения, нужно договориться о контурах такой экосистемы, чтобы затем презентовать Минпромторгу уже отраслевое мнение. Показать, что мы в состоянии эффективно работать в новых условиях, решая поставленные перед нами задачи.
--
За новостями микроэлектроники и полупроводников удобно следить в телеграм-канале RUSmicro ; или в FB: facebook.com/RUSmicro/
Комментариев нет:
Отправить комментарий