Интервью. Юрий Маленков, Высокая стоимость аренды площадок сдерживает развитие сетей сотовой связи. Кто виноват и что делать?

То, что происходит в «Билайн», более всего напоминает революцию. Я говорю о масштабе преобразований, идущих сейчас в компании, не все из которых заметны снаружи, но на самом деле оказывают ощутимое влияние на российский рынок. Одно из направлений революционных изменений - перестройка правил игры на рынке аренды площадей для размещения телеком оборудования.

Мой собеседник - Юрий Маленков. Немало лет работает в «Билайн», в настоящее время возглавляет дирекцию по планированию и развитию систем доступа. До этого немало лет работал в МТС, например, руководил технической дирекцией МТС в Московском регионе, так что ситуацию знает. Юрий Маленков уверен, пришло время для кардинальной перестройки рынка аренды площадей для размещения телеком-оборудования операторов сотовой связи!



Немного истории

1996 год. Становление рынка сотовой связи. Сотовый телефон стоит 2 тысячи долларов. Еще в $1600 обойдется заключение контракта - $800 авансовый платеж, $800 открытие роуминга. Цена минуты вызова - больше доллара. И это когда средняя зарплата в стране была $100-$200. Владение мобильным телефоном быстро стало признаком социального статуса его обладателя.

Строительство сети в этот период подразумевало размещение базовых станций в основном на территории предприятий, большинство которых находились на разных стадиях агонии. Заводы на месяцы задерживали зарплаты. Не было нормального кадастрового учета зданий и сооружений, свидетельств о регистрации объектов недвижимости. Смена собственников происходила чуть не ежемесячно, при этом постоянно возникали различные спорные ситуации. Зачастую трудно было определить - к кому идти за решением вопроса о размещении оборудования сети сотовой связи на той или иной территории. Договор с прописанными в нем стоимостями заключить было практически невозможно, вместо этого приходилось идти на самые разные договоренности. За несколько лет сформировалась ситуация, что при среднем уровне арендной ставки в несколько десятков рублей за метр в год мы по факту платили значительно больше.

Почему так сложилось? Дело в том, что операторы сотовой связи в этот период пытались как можно быстрее сформировать рынок пользователей. В то время считалось, что вместо того, чтобы платить за аренду "живыми деньгами", лучше предложить собственнику площадки сотовый телефон в счет оплаты аренды. Это стимулировало собственника пользовался услугами компании, а также он постепенно обзаводился телефонами и для членов семьи и сотрудников. Арендные платежи выплачивались также услугами голосовой связи. Это был распространенный в те годы бартер - ты мне площадку для установки оборудования, а я тебе - 2-3 сотовых телефона и несколько сот минут связи в месяц на каждый аппарат. Такой бартер процветал еще до начала "нулевых" годов. Как правило, телефоны доставались гендиректору, главному бухгалтеру и главному энергетику. Это были правила игры, это была норма.

Постепенно правила игры стали упорядочиваться. Новые требования законодательства привели к тому, что появилась необходимость перевести бартерные договоры в денежные эквиваленты. Здесь и возникла проблема, "виртуальные" цифры стали вполне реальными и неприятно большими. А арендные ставки на площадки для размещения оборудования более высокими, нежели действующие на рынке арендные ставки. Таким образом, стоимость аренды мгновенно стала в разы превышать среднерыночный показатель в стране.

На сегодня, по оценкам компании «ВымпелКом», только «большая тройка» занимает 80% рынка аренды технологических позиций в телеком-отрасли. Общие годовые расходы на аренду сайтов сетей мобильной связи, позиций, необходимых для размещения оборудования фиксированных сетей, транспортных сетей составляют 38,9 млрд рублей! Это годовые арендные затраты на трех операторов на более 140 тысяч площадок сетей мобильной и фиксированной связи, площадей в 300 тысячах подключений по FTTB зданий, размещение 150 тыс. км транспортной инфраструктуры.





Исходя из этих оценок, можно утверждать, что операторы сотовой связи - крупнейшие арендаторы технологических позиций в стране. 



На рынке аренды сайтов назрела революционная ситуация

Почему сложившуюся на рынке ситуацию необходимо менять? Вовсе не потому, что до операторов вдруг дошло, что в свое время они неправильно договаривались с арендодателями. В 90-е именно такие договоренности были разумными и, вероятно, единственно возможными. Дело в том, что менялось оборудование, изменялись технологии связи, менялся рынок. Необходимость перемен по части аренды, что называется, назрела. Сейчас очевидно, что в горизонте трех лет существующие арендные ставки сделают невозможным необходимое развитие сети, в частности, не позволят компаниям проводить дальнейшее наращивание числа сайтов, чего требуют новые технологии.

И дело вовсе не в стоимости закупки и развертывания нового оборудования (капитальных затратах), а в постоянном росте операционных затрат на содержание сети, основным компонентом которых является арендная плата за размещение сетевого оборудования. Говоря проще, если сейчас не начать снижение арендной платы за каждую площадку, то очень скоро сети окажутся перегруженными из-за нехватки пропускной способности, а новая стройка остановится в связи с тем, что дальнейшее наращивание числа сайтов повысит ежемесячные выплаты арендодателям так, что эти расходы превысят выручку от оказания услуг.

Если отказаться от наращивания числа площадок, будет последовательно снижаться качество услуг, предоставляемых оператором. Единственный разумный выход из сложившейся ситуации - снижать стоимость аренды каждой площадки! До какого уровня? Хотя бы до того, который оставит бизнесу сотовых операторов возможность дальнейшего развития сетей.

Есть еще одна проблема - стоимость аренды сайтов значительно различается от региона к региону. Это тоже сложилось исторически и имеет мало общего с экономикой региона - арендные выплаты подчас существенно различаются даже в схожих регионах.

Такая ситуация характерна не только для компании «ВымпелКом». Если сравнить средние расходы на аренду одного сайта у «ВымпелКом», МТС и «МегаФон» практически в любом регионе, нетрудно заметить, что эти расходы практически одинаковы, разброс не превышает нескольких процентов.


 
Кто самый дорогой на рынке аренды

В компании «ВымпелКом» в блоке по развитию инфраструктуры, возглавляемом Андреем Патокой, изучили ситуацию с затратами на аренду российского бизнеса компании. Результаты на диаграмме. Основные затраты компании «ВымпелКом», как показано на диаграмме, связаны с арендой площадок сети мобильной связи - это более половины всей аренды. Другие существенные расходы - аренда зданий под коммутаторы фиксированной связи, места в ЦОД, еще стоит упомянуть расходы на аренду площадей в зданиях, подключаемых по FTTB, затраты на аренду канализации у местных операторов связи. Это практически все основные сегменты пирога затрат компании на аренду.





Стратегия «ВымпелКом» подразумевает, что компания начнет оптимизировать операционные затраты.

Для того, чтобы разработать детали стратегии в компании проанализировали, как распределяются затраты на аренду сайтов.




Картина оказалась следующей - основные средства уходят к "коммерсантам" - 73.7% всех затрат на аренду выплачивается различным коммерческим организациям, у которых арендованы площадки под базовые станции.

На долю госмонополий - Ростелекома, РТРС, Транснефти, РЖД, Газпрома приходится 13%.

Некоммерческие организации, т.е. такие организации , целью деятельности которых не является получение прибыли, стоят на третьем месте в структуре доходов с долей в 8%. Это, например, садовые товарищества, на территории которых сотовые компании устанавливают свое оборудование, различные учреждения образования, здравоохранения. Муниципальные и государственные организации (МУПы, ГУПы, управляющие компании) - собственность города, области - 3.7%.

Самый "шумный" сегмент - собственники жилой недвижимости - на их долю приходится всего 1.6% всех затрат на аренду, но этот сектор требует непропорционально бОльшего внимания к каждому контракту.

Не нужно быть экономистом, чтобы понимать, что начинать работу следует с самого крупного сегмента, на долю которого приходится 74% затрат компании на аренду. Необходимо разработать какой-то массовый способ изменить ситуацию. Затраты на аренду проанализировали также по месту установки, чтобы сравнить - нет ли разницы в стоимости аренды у различных собственников.

Сайты сотовой связи сейчас обычно размещаются на зданиях и сооружениях (мачты, башни, столбы, трубы котельных), принадлежащих различным коммерческим организациям. Еще один вид размещения - установка оборудования на собственных антенно-мачтовых сооружениях, что требует затрат на аренду соответствующих земельных участков, на которых расположены такие сооружения. Землю «ВымпелКом» арендует у 3.5 тысяч контрагентов коммерческой направленности, а также, несколько в меньшем объеме, у агентов муниципальной собственности. Здесь уместен вопрос - а правильна ли такая пропорция? Возникают и другие вопросы, например о соотношении затрат на выкуп земельных участков по отношению к затратам на их аренду.

Анализ сразу же позволил выявить, что аренда площадей под сайты у госмонополий наименее выгоден - цены здесь в среднем существенно выше, чем при работе с коммерческими организациями. Поэтому сейчас, когда в «ВымпелКом» приходит тот или иной госмонополист и предлагает арендовать у него больше площадей, оператор вынужден отказываться.

При работа с муниципальными организациями удается добиться в среднем заметно лучших условий аренды. К тому же договоренности в этом сегменте, как правило, носят долгосрочный характер и распространяются сразу на большое число площадок. Операторы будут только наращивать число площадок, арендуемых у муниципалов, так что именно им будет доставаться все больше денег от взаимодействия с операторами сотовой связи.

Если взглянуть на ситуацию с регионами, то станет очевидно, что стоимость аренды выше в тех регионах, где доля контрактов с владельцами коммерческой недвижимости наиболее высока. А там, где больше работают с муниципалами, выигрывают в затратах на аренду.

Очевидный вывод - нужно менять подход к выбору контрагентов! Это очевидно не только для компании «Билайн», примерно к таким же выводам эмпирическим путем пришли и, например, в МТС.

++

На этом прервусь, а завтра представлю продолжение расшифровки интервью с Юрием Маленковым. 
Подписывайтесь на мой Youtube-канал

и на мой Telegram-канал

MForum.ru: Новинки

MForum.ru - Бизнес

Сообщество 4G

Популярные сообщения