Почему американские операторы заплатили $81 млрд за средний диапазон частот

Понимают ли в Европе, почему американские операторы были готовы заплатить на первый взгляд абсурдно высокую цену в $81 млрд за частоты в среднем диапазоне?



С общей выручкой чуть менее $81 млрд, аукцион по продаже частот C-диапазона для сетей 5G превзошел ожидаемые $30-$50 млрд. Общая сумма заявок составила $94 млрд. $13 млрд из этих средств пошли на освобождение частот от спутниковых операторов. Аукцион является рекордным по аукционным доходам, он разом собрал 42% от всех доходов всех аукционов, которые проводила FCC с 1994 года по 2020 год. Тем не менее, даже эта сумма меньше, чем то, что умудрились заплатить европейские операторы за частоты для сетей 3G. Тогда европейские операторы быстро сообразили, что они переплатили. Попробуем разобраться в том, что отличает США от ЕС и почему за частоты 5G заплачена разумная цена. 

Как известно, операторы приобретают права на использование полос частот на аукционах, которые проводят регуляторы телекома или другие правительственные структуры. На протяжении всей истории сотовой связи, операторы приобретали лицензии на частоты для сетей 2G, затем для сетей 3G, LTE и вот сейчас покупают для сетей 5G (NR). В прошлом регуляторы устанавливали для каких именно технологий следует использовать приобретенные частоты, нельзя было так просто взять и начать использовать приобретенную для GSM полосу частот, например, для 3G. Сегодня в странах с адекватным регулированием, частоты продают на более гибкой основе, это называется технейтральностью. И все же частотные аукционы остаются непростым делом, в частности, разработчики правил проведения аукционов для американского регулятора FCC, получили Нобелевскую премию по экономике. 

5G это не просто "очередная технология", 5G позволяет оператора комбинировать различные типы частот различными способами, расширяя набор технологических инструментов. И чем более у операторов различных типов полос частот, тем более разнообразной становится доступная им палитра технологий. 

Ранее качество сети оператора сотовой связи определялось тем, какие инвестиции оператор делал в инфраструктуру. В будущем качество сети будет в большей степени определяться доступными для оператора компонентами частотного спектра, плюс умениями инженеров манипулировать частотными ресурсами, имеющимися в их распоряжении. 

Вернемся к ценам на американские частоты. Почему диапазон 3.5 ГГц (C-band) подтвердил звание "золотого диапазона". 

Есть важные экономические, финансовые и политические факторы, которые определяют цену частот. Давайте посмотрим, чем отличаются США и страны ЕС.

Дефицит 

Наличие или отсутствие частот имеют решающее значение для успеха в построении сети мобильной связи. Политики контролирую выделение частот посредством администрирования и лицензирование. Аукционы как правило проводятся не часто, и если операторам требуются частоты, их можно пытаться приобрести у других операторов. Для этого придется получать разрешение регулирующих органов. Если сравнивать США с другими странами, в США было очень мало доступных для покупки частот в среднем частотном диапазоне. Этот дефицит стал одним из факторов, которые сказались на росте цен на аукционе. 

Качество 

Не все частоты одинаково привлекательны. Различные диапазоны отличаются физическими свойствами, что делает их более или менее подходящими для различных целей. Частоты C-band считают "золотыми" не из-за цен на них, а из-за их универсальности. В этом диапазоне можно добиваться как высокой пропускной способности, так и сравнительно большой "дальнобойности" базовых станций. Благодаря этому его можно использовать для развертывания сетей 5G, как в центре города, так и на его окраинах и даже в сельской местности. Не удивительно, что качество частот весьма заметно влияет на их цену.

Продолжительность действия лицензий 

В США продолжительность действия лицензий практически не ограничена. Что оператор купил, тем он может продолжать пользоваться год за годом, десятилетие за десятилетием. В Европе у лицензий "срок жизни" составляет 15-20 лет, через этот срок европейские операторы должны подавать заявку на продление лицензии, иначе они могут потерять возможности использования тех или иных частот. Очевидно, что американская модель стимулирует операторов смело инвестировать в развертывание крупных и современных сетей, ведь они могут не беспокоиться о том, что в определенный в лицензии срок не успеют окупить инвестиции в сеть, о чем приходится задумываться европейским операторам. А потому и этот факто влияет на стоимость частотных лицензий. 

Процентная ставка  

Цена денег сегодня очень невысока, получить заемные средства сравнительно нетрудно. Это означает, что операторы легко могут привлекать недорогие средства для построения сетей. Оператор может гибко подходить к инвестированию, в частности, ему не требуется сразу вся сумма, которую необходимо вложить в планирование, покупку частот и развертывание сети. Европейские операторы с их ограниченными по времени лицензиями, всегда помнят, что у них есть фиксированный период времени за который они должны и построить, и окупить сеть. В итоге американские операторы готовы платить за лицензии больше, поскольку они почти не ограничены во времени для возврата инвестиций, к тому же им несложно привлекать финансирование. 

Американская модель владения частотами похожа на модель владения домом. После покупки уместно инвестировать в дом и модернизировать его, поскольку можно надеяться на рост его стоимости. Европейские операторы - это "арендаторы", у них меньше стимулов для инвестиций и обновлений. Их основная цель - быстрее покрыть расходы, а не нарастить стоимость инвестиций. В этом заметное отличие США и ряда других стран.

Можно вспомнить весьма неприятную ситуацию в 2013 году в Норвегии, когда Tele2 планировала продлить ранее полученную частотную лицензию в ходе аукциона. Но частоты приобрел новый участник рынка, который хотел выйти на рынок, в итоге Tele2 осталась с большой сетью, множеством клиентов, но без частот для их обслуживания. 

Некоторые сравнивают покупку C-диапазона с покупкой недвижимости на "береговой линии", то есть с эксклюзивной недвижимостью. На деле, с учетом длительности действия лицензии, а также ценность технологии 5G, инвестиции в C-диапазон больше похожи на покупку доступного жилья, позволяющего поселить в нем множество людей. Лицензии на использование частот, которые американские операторы мобильной связи приобрели на аукционе C-band, позволят им предоставлять современные телекоммуникационные услуги всем жителям США по конкурентным ценам в течение многих лет.

Какой урок могут извлечь европейцы из проведенного в США аукциона?

Краткие сроки действия европейских лицензий, левацкая политическая ориентация, отдающая приоритет низким потребительским ценам, пусть и в ущерб качеству сети, отрицательно сказываются на инвестициях и технологическом развитии Европы. Страны ЕС почти на 2 года отстают от США по масштабам развертывания 5G, а уровень инвестиций не составляет и половины от американского, как в пересчете на душу населения, так и в номинальных долларах или евро. Европа вряд ли улучшит инвестиционную картину в отрасли, если не изменит режим регулирования частот. 

Нет никаких оснований для того, чтобы Европа отставала по части обеспечения подключенности. Более того, еще в начале нулевых Европа была мировым лидером по части сотовой связи. В частности, Европа оказалась самой передовой по части развертывания 2G, затем ряд европейских стран успешно выступил в 3G. Но уже с появлением LTE дела в европейском телекоме начали ухудшаться, многие европейские страны растеряли свои конкурентные преимущества в области мобильной беспроводной связи и ШПД. На сегодня США, Китай, Южная Корея и Япония формируют короткий список лидеров в области развития 5G, тогда как европейские страны отстают от них на 2 года или более. На этом фоне особенно забавны заявления европейских политиков о технологическом или нормативном совершенстве, тогда как регион все более отстает от передовых стран. Не удивительно, европейские политики все менее заботятся о здоровье операторов мобильной связи, их доходности и качестве сетей. Вместо этого, они зарабатывают дешевые политические очки, потакая потребителям, прежде всего, обещая им низкие цены, пусть за это и приходится платить снижением темпов развития сетей и тем, что падает качество создаваемых в таком режиме сетей. Россия в этом плане выглядит еще хуже - здесь операторам и вовсе не выдают лицензии 5G под различными (надуманными?) причинами, при этом контролируя цены услуг и обременяя операторов все более затратными и ненужными для оказания услуг абонентам обязательствами. 

Между тем, в США регуляторная телеком политика подразумевает, что создаются условия для участия частного капитала в создании национальных сетей связи, к тому же регулятор постоянно наращивает доступный операторам частотный ресурс. Стоит ли удивляться, что США достигли лидерства по части LTE, а теперь делят лидерские позиции по части 5G с Китаем, Южной Кореей и Японией? Еще в апреле 2018 году американские потребители получили возможность пользоваться продуктами и услугами 5G, тогда как Европа продолжает отставать в области телекома. Еще несколько лет тому назад, европейцы могли приобрести мобильный терминал у одного из 6 европейских производителей, сегодня на рынке не осталось ни одного из них. В итоге деньги европейцев отправляются в Apple или азиатским производителям. Несмотря на непродуманные попытки регулирования телеком-рынка ЕС, призванные помочь европейским производителям, американские корпорации только усилились, - можно говорить, что активность Брюсселя лишь сыграла им на руку. Популистские в своей основе иски Маргрет Вестагер, которые не поддержали суды, стали подарком, прежде всего, американским корпорациям. 

Итог. Потребители в США активнее пользуются беспроводными мобильными сетями, потребляют больше данных и услуг, у них более совершенные устройства. В итоге у американских потребителей ниже удельная стоимость потребления услуг, чем у европейских (старые истины продолжают работать - скупой платит дважды, а благими намерениями выстлана дорога в ад). 

Источник: strandconsult.dk 

Комментариев нет:

Популярные сообщения

Желающие следить за новостями блога, могут подписаться на рассылку на follow.it (отписаться вы сможете в один клик). 

Еще можно подписаться на Telegram-каналы @abloud62 @abloudrealtime, где также дублируются анонсы практически всех новостей блога. 

 

Translate