Страницы

Билайн - фокус на использование оборудования российского происхождения в сетях pLTE

Частные сети LTE (pLTE, Private LTE) – это сети, создаваемые операторами связи или другими компаниями на ограниченных территориях, определенных заказчиком. Частные сети предназначены для обеспечения работы предприятия заказчика, оборудования и персонала заказчика, и, как правило, недоступны для подключений посторонних пользователей, что повышает их защищенность и надежность работы. 



Сети pLTE используются в самых разнообразных сценариях, включая услуги мобильной связи, позиционирование персонала и техники, удаленное управление, видеонаблюдение. Собираемые данные активно используются для анализа рабочих процессов и оптимизации производства, в том числе, с применением ИИ. 

Одна из потенциальных угроз для частных сетей pLTE – фальшивые базовые станции (ROGUE eNodeB), которые имитируют работу легитимных базовых станций с целью перехвата данных и нарушения функционирования сети pLTE. Для противодействия этой и другим угрозам применяют такие методы, как мониторинг сети, контроль трафика в закрытом сегменте, оптимизация сетевых функций, применение сертифицированных решений по шифрованию данных.  

Для защиты сигнального трафика (C-plane) и пользовательских данных (U-plane), применяют стандарты шифрования, например, зарубежные - AES или сертифицированные отечественные. Это позволяет создавать защищенные среды передачи данных, отвечающие требованиям законодательства в области защиты элементов критической информационной инфраструктуры. 

Как сообщает Билайн, в компании темой pLTE занимается подразделение билайн бизнес, в том числе, темой информационной безопасности этих сетей, причем с фокусом на использование оборудования российского происхождения. Это позволяет надеяться на то, что в дальнейшем можно будет получить надлежащую поддержку со стороны производителей оборудования без ограничений из-за санкций и ухода с российского рынка зарубежных вендоров. 

Александр Балюк, директор департамента по внедрению новых технологий:

«Все применяемое оборудование проходит тестирование в наших лабораториях и в полевых условиях, что дает нам и нашим клиентам уверенность в том, что используемые технические решения полностью соответствуют международным и российским отраслевым стандартам. Более того, техническая команда билайн плотно работает с подразделениями исследований и разработок (R&D) отечественных поставщиков, чтобы реализовать уникальные требования клиентов, которые выходят за рамки принятых стандартов».  

Компания не расшифровывает, о каком именно оборудовании "российского происхождения" идет речь. Можно погадать на кофейной гуще, вспомнив про решения Булата, например. Впрочем, разработки под pLTE есть и у ряда других российских компаний. 

В России сейчас действует несколько десятков сетей pLTE в стадии запущенных в коммерческую эксплуатацию.  

МТС во Владимирской области: LTE запущено в селе Спасское, деревнях Загряжское и Угор, поселках Сушнево и Золотково

МТС обеспечивала доступом к сети LTE жителей 5 населенных пунктов Владимирской области, малых или отдаленных, с населением от 400 человек. 

Развернутые базовые станции поддерживают диапазоны частот LTE 900 и LTE 1800 МГц. 



Мобильный интернет получили:

  • село Спасское Юрьев-Польского района
  • деревня Загряжское Муромского района
  • поселка Сушнево Петушинского района
  • деревня Угор Собинского района
  • поселок Золотково Гусь-Хрустального района

«Голосовая связь и мобильный интернет сегодня также важны, как электричество и вода. Владимирцы вне зависимости от удаленности от областной столицы или райцентров также нуждаются в доступе к порталу госуслуг, приложениям вызова такси, маркетплейсам, платформам заказа доставки, покупки билетов онлайн и другим цифровым сервисам. Теперь связь в этих населенных пунктах такая же быстрая и стабильная, как во Владимире и других крупных городах: телеком-оборудование выдает скорость мобильного интернета до 100 Мбит/с», – рассказал директор МТС во Владимирской области Алексей Савушкин.

Работы были проведены в рамках федеральной программы устранения цифрового неравенства (УЦН).\\ 

Кадры. Светлана Кирсанова покидает ВымпелКом

Первый уход из "новой команды" Билайна крупного менеджера, -1 от CEO. Светлана Кирсанова, пришла в компанию в феврале 2021 года, заняв позицию зам. гендиректора, руководителя розничного бизнеса.  



Что было сделано командой Светланы за 3.5 года?

Были сформированы собственные IT-команды разработки продуктов, запущены новые продукты и сервисы, перестроен клиентский опыт в digital и физическом ритейле - компания переориентировалась на сервисную модель, где во главе угла качество обслуживания и оперативная помощь клиентам. 

Среди других крупных изменений был переход на оценку CLTV (Customer Lifetime Value). Оценка CLTV B2C по итогам 2023 года достигла 460 млрд рублей и продолжает расти от кварталу к кварталу. И это при том, что в ВымпелКом отказались от мобильных подписок, которые снискали у абонентов славу токсичных.

В билайн считают лучшим в отрасли свой контактный центр, на основании оценки CSAT (индекса удовлетворенности клиентов), который оценивается числом более 80%. Одновременно достигнут и высокий уровень удовлетворенности сотрудников центра. 

Разумное решение - отказ от аутсорсинга сервисных инженеров за счет создания собственной службы внутри компании. На мой взгляд, это правильный ход, собственный инженерный пул компании необходим. 

Более спорны движения в сторону нового визуального стиля, суббренд "план б.". Впрочем, на этот счет есть разные мнения, как в отношении маскотов Билайна - апперов.  

Компания утверждает, что в результате предпринятых мер у Билайна выросло число реальных клиентов (которое, впрочем, не называется). С другой стороны, в пользу этого утверждения может свидетельствовать рост выручки и EBITDA - по итогам 2023 года EBITDA впервые превысила 129 млрд рублей, а маржинальность составила 42,5% - очень высокий показатель. 

Генеральный директор Александр Торбахов (тоже работающий на этой позиции последние недели): 

«Трудно уместить весь объем работы, проведенной Светланой и ее командой, за эти 3 с половиной года, в один, пусть даже длинный пресс-релиз. На момент ее прихода в билайн, это была совершенно другая компания. Розничный бизнес был в кризисе, ему требовались радикально новые идеи и оздоровление. Этому и была посвящена работа Светланы. Без преувеличения могу сказать, что это была блестящая работа, и ее результат прекрасно виден всем нашим клиентам и сотрудникам. Я благодарен Светлане за ее проекты, которые прочно вошли в ДНК билайна, и желаю ей успехов в новой сфере, которую она для себя выберет»

Светлана Кирсанова будет работать до 6 сентября. Пока что нет информации о том, кто займет ее позицию в компании Билайн. 

МТС RED - отражено 15,9 тысяч DDoS-атак в 1H2024

МТС сообщает, что дочерняя МТС RED, специализирующаяся в сфере кибербезопасности, отразила 15,9 тысяч DDoS на веб-ресурсы заказчиков в 1H2024. Это в 2.6 раз больше, чем за весь 2023 год. 



Больше всего DDoS-атак (25,7%) в 1H2024 пришлось на июнь; 18,7% - на май; 16,9% - на март. Самая продолжительная из отраженных DDoS-атак длилась почти на 20 часов. 

Наиболее мощная из отраженных атак была интенсивностью 257 Гбит/с была направлена на компанию в Сибирском ФО. Это вдвое больше, чем максимальная мощность DDoS-атак, зафиксированных МТС RED в 2023 году. 

По числу DDoS-атак лидирует ЦФО: Москва, Орел, Наро-Фоминск, Рязань, Ивановская область и другие - на организации этого региона пришлось 61% атак, из них 90% - на столичный бизнес. 

На втором месте Приволжский ФО: Оренбург, Казань, Самара, Чебоксары, Пермь и другие - 13% инцидентов. 

На третьем - Уральский ФО: Курган, Тюмень, Екатеринбург и другие - 6%. 

Чаще всего атаки приходится на ИТ-компании и телеком-операторы - на них было направлено 36,3% всех отраженных атак. На втором месте - госсектор, на который пришлось порядка 16% атак, на третьем - финансовые организации (14,8% атак). Реже всего, менее чем в 1% случаев, злоумышленники пытались атаковать ресурсы строительных и логистических компаний. 

«Многие организации до сих пор недооценивают возможные последствия DDoS-атак, обращаясь за защитой только в тот момент, когда их ресурсы уже атакуют. Особенно это характерно для небольших региональных компаний, экономящих на информационной безопасности. При этом сегодня под удар попадают организации любого размера и сферы деятельности, поскольку DDoS-атаки часто реализуются для прикрытия других, более вредоносных атак на бизнес. Поэтому своевременная защита от этого вида угроз сегодня по сути необходима любой организации», – подчеркнул руководитель центра сервисов кибербезопасности компании МТС RED Андрей Дугин.  

МегаФон в Удмуртии: Территория покрытия 4G увеличена в 12 районах и вдоль автодорог региона, а также в Глазове и Сарапуле

МегаФон расширил покрытие сетей 4G/LTE в 12 районах Удмуртии. Устойчивый мобильный интернет стал доступен более, чем 45 тысячам жителей сельских населенных пунктов. Модернизация телеком объектов прошла в небольших деревнях, а также в райцентрах, в Глазове, Сарапуле и на автодорогах региона.



МегаФон активировал дополнительный низкочастотный слой сети, который при благоприятных условиях обеспечивает радиус покрытия до 10 км. Это позволило нарастить площадь покрытия сети. 

Работы прошли в 12 районах Удмуртии, включая Алнашский, Балезинский, Воткинский, Граховский, Кезский, Кизнерский, Красногорский, Малопургинский, Сарапульский, Сюмсинский, Увинский и Якшур-Бодьинский. 

Улучшение покрытия сети четвертого поколения будет заметно в крупных населенных пунктах Алнаши, Грахово, Кез, Кизнер, Красногорское, Якшур-Бодья, которые являются административными центрами. Зона уверенного пользования скоростным интернетом расширена и в поселениях, где в основном проживает менее 500 человек – Бурино Балезинского района, Пужмезь Кезского района, Саркуз и Удмуртский Сарамак Кизнерского района, Уром и Старая Монья Малопургинского района, Юрино Сарапульского района, Гура Сюмсинского района, Большой Жужгес и Большой Каркалай Увинского района, Кыква Якшур-Бодьинского района.

Увеличена территория покрытия сети четвертого поколения и на автодорогах региона. Водители и пассажиры смогут использовать сервисы геолокации и другие онлайн-приложения на федеральной магистрали М-7 «Волга» в районе села Алнаши, на трассе Ува-Сюмси около электрической подстанции «Садовая» и на выезде из Можги в сторону Вавожа.

«С начала года наши инженеры провели масштабные работы по модернизации оборудования и рефармингу частот. Такой подход позволяет оперативно увеличить территорию покрытия и дать возможность жителям сельской местности пользоваться мобильным интернетом на средней скорости 30 Мбит/с. Качественные телеком-услуги помогают решать бытовые вопросы, осваивать обучающие онлайн-программы, общаться в мессенджерах и социальных сетях, а также развивают торговый и туристический потенциал районов и региона в целом», – говорит директор МегаФона в Удмуртии Александр Соловьев.

В Глазове покрытие сети 4G увеличилось около площади Свободы и для жителей частных домов по улице Кировской. В Сарапуле улучшение мобильного сигнала будет заметно в районе улицы Путейской. \\ 

МТС в Астраханской области - расширена сеть LTE на главных городских пляжах Астрахани

Компания МТС сообщает о модернизации и расширении сети LTE на главных городских пляжах Астрахани. Для этого было, в том числе, развернуто новое телеком-оборудование. Улучшения затронули центральный городско пляж, Ассадулаевский и новый пляж в поселке Свободный. 



По обезличенным данным, с наступлением купального сезона интернет-трафик на территории пляжей вырос в среднем почти в 3 раза. Благодаря проведенной МТС модернизации сети, доступные для клиентов скорости мобильного доступа к интернету выросли в 2 раза на территории центрального пляжа на острове Городской, Ассадулаевского пляжа и пляжа в поселке Свободный. 

«Центральный пляж и другие волжские побережья летом традиционно пользуются большим спросом среди отдыхающих. Мы анализируем нагрузку на сеть и потребности абонентов и при необходимости устанавливаем дополнительное телеком-оборудование, чтобы каждому пользователю был доступен интернет на комфортной высокой скорости», — отмечает директор МТС в Астраханской области Андрей Матвиенко. \\ 

Антифрод: Вымпелком начал борьбу с мошенническими вызовами из мессенджеров

Мошеннический трафик перетекает в мессенджеры, по данным ВымпелКом, уже более 50% мошеннических атак идет через них (у разных участников рынка - разные оценки).

Это заставляет операторов запускать системы его выявления и блокировки. Борьба с фродом через мессенджеры оказывается сложнее для операторов, поскольку WhatsApp зарубежный сервис, да и Telegram позиционируют аналогично. А зарубежные сервисы вроде бы не передают в российские базы данных сведения о привязанных к ним номерах.

Тему сегодня обсуждает КоммерсантЪ. Новостной повод - запущенный компанией ВымпелКом бесплатный (что приятно) сервис, который блокирует или помечает потенциально мошеннические вызовы в Telegram, WhatsApp и Viber. 

Принцип работы - сверка номера телефона, привязанного к аккаунту, с базой данных оператора, РКН, ЦБ, Сбера и Лаборатории Касперского. Если номер помечен в этих базах, как мошеннический - вызов блокируется, если как спамерский - абонент получает пометку - "потенциально опасный".

Чтобы это работало, пользователь должен предоставить доступ операторскому приложению к идентификации и блокировке вызовов - в настройках мобильного телефона.

Светлана Кирсанова, заместитель генерального директора, руководитель розничного бизнеса билайна:

«Смещение мошеннических атак в мессенджеры логично, ведь мы в билайне, как и другие операторы, предприняли много усилий для решения этой проблемы в обычной сотовой сети. Появление защиты от мошенничества в мессенджерах — логичный шаг по обеспечению безопасности наших клиентов. Мы выстраиваем процессы защиты antifraud by design: если есть минимальная возможность помочь клиенту, мы делаем это немедленно, без навязывания дополнительных сервисов и услуг. Анализируем аномалии, создаем дополнительные периметры защиты и выстраиваем обмен информацией с банками и регуляторами рынка для обеспечения межотраслевой защиты».

Другие операторы тоже начали работать с мессенджерами. В Tele2 идут путем взаимодействия с банками - чтобы блокировать "подозрительные транзакции", которые клиент запускает, поговорив через мессенджер. Эти меры считаю избыточными, нельзя снимать ответственность за свои действия с человека. Но и операторов понимаю - что им остается делать в ситуации, когда суды пытаются по какой-то извращенной логике делать их крайними, наказывая за недальновидные действия владельцев финансов.

У Т-Мобайл и МТС есть бесплатные определители номеров в мессенджерах, они вызовы через мессенджер не блокируют, т.к. это создает риск не допустить до клиента полезные.

--

Запущенная ВымпелКом система, лишней не будет, но ее применение может оказаться ограниченным, поскольку, по различным причинам, не все пользователи предоставят доступ операторскому приложению к вызовам через мессенджер.

Кроме того, в ситуациях, когда вызов поступает с аккаунта, "привязанного" не к российскому номеру, тоже стоило бы помечать вызов, например, как "зарубежный".

По-прежнему актуальна проблема звонков, которые не прошли проверку с помощью платформы Антифрод - это могут быть вызовы от еще не подключившихся к ней операторов, а также зарубежные вызовы, вызовы с номеров, относящихся к нераспределенным пулам (не принадлежащих какому-либо оператору). Все такие вызовы следовало бы не блокировать, но помечать как подозрительные - этого пока не делается, и напрасно. \\

Big Data: Билайн бизнес помогает снижать количество лесных пожаров в Подмосковье

Как оператор сотовой связи может помочь в таком непростом деле? Может, учитывая тот факт, что сейчас крупные операторы сотовой связи - это еще и крупные ИТ компании с экспертизой в области ИИ. Совместно с Комитетом лесного хозяйства Московской области Билайн Big Data & AI запущен сервис мониторинга лесов. Технологии анализа BigData позволяют выявлять и оперативно реагировать потенциально опасные пожаром ситуации. 




Как это устроено?

Сервис в режиме, близком к реальному времени, на основе обезличенных агрегированных данных по нагрузке на базовые станции оператора анализируют данные с территории, разбитой на квадраты 500 х 500 м, выявляя перемещения в них. Если показатель плотности скопления числа пользователей оказывается выше заданного значения и это значение "держится" около получаса, ситуация признается "пожароопасной". 

Система оповещает диспетчеров лесного хозяйства, абоненты в данном квадрате получают сообщения о запрете разведения огня и потенциальных штрафах.  

Решение уже запущено в лесных массивах Луховиц, Егорьевска, Воскресенска, Орехово-Зуево, Раменского и Балашихи. 

Директор по искусственному интеллекту и цифровым продуктам ПАО «ВымпелКом» Константин Романов:

«Наше взаимодействие с лесными службами — это еще один пример эффективного использования аналитики больших данных для региональных нужд и главное — безопасности, поскольку любой пожар, легче предотвратить, чем потушить. Мы уже делали модель компьютерного зрения для выявления дыма и огня, в этом проекте реализована другая логика, которая для лесов, расположенных вблизи городов, более актуальна. В прошлом году в России площадь, пройденная огнем, составила 4,6 млн га, рассчитываю, что наш проект с Лесхозом Московской области, поможет снизить эту цифру по итогам текущего года».

Председатель Комитета лесного хозяйства Московской области Евгений Агулов:

«Новая система мониторинга отслеживает сосредоточение групп людей на лесном фонде. Это работает как предупредительное мероприятие и помогает нашим специалистам. С учетом полученных данных можно строить маршруты патрулирования и заблаговременно реагировать на те или иные потенциально негативные моменты, которые происходят в лесу. Мы прежде всего ориентированы на обеспечение стабильной противопожарной обстановки в лесах Подмосковья, а для этого необходимо оперативно принимать меры по обнаружению, локализации, ликвидации лесных пожаров и по их недопущению».

МегаФон в Красноярском крае - мобильный интернет улучшен в Норильске

МегаФон сообщает о проведенном рефарминге в Норильске. За счет перераспределения частот, выросла емкость сети и доступные абонентам скорости мобильного интернета - почти в 1.5 раза. 



Норильск - самый северный город мира, второй по численности в регионе. Население - более 170 тысяч человек. До столицы области, Красноярска - 1500 км. Добраться в Норильск можно двумя способами - самолетом, либо летом - по воде. 

«Повышение качества мобильных услуг и развитие сотовой связи в Норильске входит в приоритетные задачи нашей компании. В прошлом году мы расширили транспортный канал связи, в результате чего скорость передачи данных увеличилась до 150 Мбит/с. В этом году провели рефарминг, то есть перевели частоты из сетей 2G и 3G в современный стандарт 4G (LTE). Таким образом освободились дополнительные ресурсы, которые раньше не использовались, и в сжатые сроки была увеличена скорость мобильного интернета, где это необходимо», - рассказал директор МегаФона в Красноярском крае Андрей Ким

Технические работы проводились в центре Норильска, а также в Кайеркане, Талнахе и Оганере. Улучшение качества связи могут ощутить абоненты в многоквартирных домах, бизнес-центрах, учреждениях, парках и в других местах прогулок. 

Модернизация сети расширила территорию обслуживания в режиме VoLTE. 

Трафик передачи данных в сети оператора в 2024 году в Норильске вырос в 3 раза по сравнению с годом ранее - это очень значительный рост, не типичный для других регионов. \\

Покрытие автотрасс - МТС завершила стройку покрытия на автотрассе М-12 Восток от Москвы до Казани

МТС завершила строительство и наладку собственной телеком-инфраструктуры на федеральной автотрассе М-12 Москва-Казань. Это 810 км трассы с близким к сплошному покрытию - МТС обещает бесперебойность связи.

 


МТС начала активную стройку базовых станций вдоль трассы М-12 в сентябре 2023 года, еще до официального открытия движения по ней. Девять месяцев подряд специалисты оператора поэтапно запускали инфраструктуру связи на отдельных участках дороги, проходящей через 5 российских регионов: Московскую, Владимирскую, Нижегородскую области, республики Чувашию и Татарстан. 

На днях были подключены оставшиеся несколько базовых станций LTE 1800 из 177 на всей протяженности магистрали - нетрудно подсчитать, что в среднем базовая станция обслуживает фрагменты автотрассы по 2,3 км в каждую сторону от сайта, где она установлена. 

Покрытие обеспечено не только непосредственно на трассе, но и на территориях "многофункциональных сервисных зон", где расположены АЗС, стоянки для отдыха, кафе и магазины. 

Инфраструктура связи вдоль трассы М-12 строилась операторами "большой четверки", а также инфраструктурными операторами, с участием государства, которое предоставило позиции для установки антенно-мачтовых сооружений, предоставило подключения энергосети. Опоры возводили инфраструктурные операторы, а операторам сотовой связи оставалось только поставить на опору собственное "железо", подключить и настроить его. 

«Надежная связь и скоростной мобильный интернет на всем протяжении автомагистрали – это не только общение, навигация, цифровые сервисы и развлечения в пути, но в первую очередь безопасность всех участников движения, а в будущем, по мере расширения сетей – основа для внедрения технологий Connected Car и умных автомобилей, – отметила первый вице-президент по телекоммуникационному бизнесу МТС Инесса Галактионова.

«Ранее при организации связи на трассах М-11, ЦКАД и М-4 мы приобрели ценный опыт взаимодействия со всеми участниками строительства, в первую очередь при решении таких вопросов как установка башен и подключение к электросетям.  Благодаря этому нам удалось значительно ускорить сроки создания телеком-инфраструктуры на М-12. Уверена, что в дальнейшем мы сможем работать еще продуктивнее при продлении трассы М-12 и при строительстве дорог на важных направлениях в регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока», – добавила Галактионова.

Сейчас МТС и другие телеком-операторы вместе с регулятором прорабатывают планы развертывания мобильной связи на новых участках трассы М-12 Дюртюли - Ачит и далее, до Екатеринбурга.  

Покрытие автотрасс - Tele2 первой завершила строительство сети вдоль всей трассы М-11 Нева

Tele2 сообщает, что первой среди операторов мобильной связи завершила строительства покрытия на новом участке трассы М-11 Нева - объезде Твери. Компания установила 13 базовых станций, поддерживающих стандарты GSM и LTE в частотном диапазоне 1800 МГц. По данным компании, максимально достижимые значения скорости мобильного интернета на трассе достигают 150 Мбит/c. 



Этим завершено строительство Tele2 на всем протяжении автомагистрали Нева, соединяющей Москву и Санкт-Петербург. 



Обход Твери, фрагмент автотрассы М11 Москва - Санкт-Петербург, фото пресс-службы Tele2.
Этот участок позволяет экономить до часа времени в пути между столицами. 


Установкой оборудования связи занималась башенная компания Tele2 ООО Пилар в рамках соглашения о сотрудничестве Автодора и ПАО Ростелеком. Это соглашение предусматривает строительство антенно-мачтовых сооружений в полосе отвода дорог и сетей сотовой связи вдоль автотрасс в интересах всех участников рынка. 

Алексей Дмитриев, технический директор Tele2:

«Трасса М-11 является стратегически важной для Tele2 в вопросе обеспечения качественной связью абонентов оператора. Несмотря на то, что участок в объезд Твери открылся почти на год раньше, чем было запланировано, Tele2 вовремя провела все технические работы по установке телеком-оборудования, и первые путешествующие водители уже могут оценить стабильность и непрерывность соединения». 

ООО «Пилар» предлагает возможность аренды мест на технологических площадках с антенно-мачтовыми сооружениями высотой до 250 метров. Портфель башенной компании превышает 19 тысяч объектов на территории РФ.  \\