Страницы

Обязательная маркировка давит на торговлю и производство

Маркировка товаров в России носит прежде всего фискальный характер, ее массовое применение повышает себестоимость и цены товаров, усложняет и без того непростую жизнь производителей и торговли и, в конечном итоге, бьет по карману потребителя. Сегодня давайте поговорим о том, что в плане маркировки нам предстоит в ближайшем будущем. 

Маркировка шин

С 1 ноября 2020 года, то есть с сегодняшнего дня в России запрещается производство и импорт немаркированных шин. Не следует думать, что речь о RFID, обязательным методом маркирования шин выбрано нанесение кода Data Matrix, размещаемого на наклейке на протекторе или боковине колеса, либо на внутренней поверхности резины. И только в качестве дополнительной маркировки (для тех, кому она действительно нужна) разрешается нанесение радиочастотной метки RFID (или гравировки). Соответствующая информация должна быть занесена в "открытую информационную систему", которую назвали "Честный знак", любые перемещения продукции по цепочке поставок должны будут в ней отражаться, вплоть до "убытия в пользование" резины после продажи. 

Еще 1.5 месяца в России разрешено свободно продавать немаркированные шины, выпущенные до 1 ноября, с 15 декабря все, что не будет маркировано, придется вывести из реализации. Остатки товара предлагается промаркировать до 1 марта 2021 года, с марта 2021 года продажа немаркированных шин будет запрещена. Отличный подарок "процветающей" на фоне коронавируса промышленности и торговле. Из плюсов - это должно, ну хотя бы в теории, снизить оборот подделок. В чем, правда, есть немалые сомнения. 

Маркировка одежды

С 1 января 2020 года большая часть импортируемой одежды и текстиля должны будут проходить маркировку. По мнению участников ВЭД, это вызовет многочисленные конфликты и удорожание товаров для потребителя, для нас с вами. Коды товаров пойдут все в ту же систему "Честный знак", оператором которой выступает Центр развития перспективных технологий или ЦИПТ. Возможно правильнее было бы название "частный знак", ведь ЦРПТ связывают с Алишером Усмановым (50% ЦРПТ за Юэсэм Технологии) и Александром Галицким (Элвис-плюс Групп), как, впрочем, и с Ростехом (Концерн Автоматика, 25%). 

С 1 января не только продавать, но даже хранить на складах немаркированные товары будет запрещено. Номенклатуру товаров, подлежащих маркировке будут наращивать вплоть до 2024 года, к этому времени маркировка изделий легкой промышленности, как ожидается, станет тотальной. 

Цена штрих-кода невелика - 50 коп., но когда количество товаров измеряется миллиардами, речь идет о самых серьезных затратах для участников рынка без которых раньше как-то удавалось обходиться. Мало того, участникам ВЭД теперь придется оплачивать труды маркировщиков за рубежом, здесь и ненужная импортерам возня, и дополнительные расходы, которые пойдут в цену товаров, нарастив их на 2-3 евро. А что будет делать мелкие компании, закрываться? Пока что начнут переориентироваться на категории товаров, которые пока избежали маркирования. Но в дальнейшем эти предприниматели - кандидаты на пополнение армии безработных. Во имя заработка фискалов и маркировщиков. 

Маркировка молочки

Похоже, что только лоббисты молочной индустрии смогли временно отбиться от натиска маркировщиков - они смогли оттянут начало обязательной маркировки на май 2021 года, совсем ненадолго, если вдуматься. Пока что решение об отсрочке закреплено лишь в дорожной карте, которую еще только предстоит утвердить. Но, скорее всего, так оно и выйдет. К счастью для нас, получить в разгар эпидемии еще и рост цен на молочные продукты, а то и сбои в их поставке в торговые сети - не лучший вариант. 

Стоит ли упомянуть, что коды для маркировки молочной продукции будет выдавать все та же ЦРПТ? 

Представляете, как будут рады, например, в крестьянских фермерских хозяйствах, где наладили собственное мини-производство молока. Теперь этим людям вдобавок к заготовке кормов и доению коров, придется тратить время и силы на вступление в систему "Честный знак", на получение из нее кодов, их нанесение на пакеты или бутылки с молоком... есть ли в этом хотя бы какой-то смысл, кроме затруднения деятельности крестьян, а также производителей, торговли? Вопрос риторический. Давление на производителей и цепочки поставки растет, а что взамен - непонятно. По сути следует говорить о растущем давлении налогового пресса.

В целом от запуска маркировки больше пострадает малый и средний бизнес. Что же, похоже это отражает текущие цели государства - укрупнение и огосударствление. С соответствующими печальными перспективами. 

Источники: aif.ru ;  pravdaurfo.ru ;  forbes.ru  

--

https://t.me/proRFID - следите за новостями RFID в Telegram-канале 

Комментариев нет:

Отправить комментарий