Питер Карсон (Peter Carson), старший директор по маркетингу, Qualcomm и Сердж Вилленегер (Serge Willenegger), вице-президент по технологиям, Qualcomm. Интервью с Алексеем Бойко, редактором MForum.ru на Всемирном Мобильном Конгрессе, MWC2015.
Алексей Бойко (АБ): Почему вы решили изменить номенклатуру модемов Qualcomm, отказавшись от Gobi и добавив к наименованию линейки префикс X?
Serge Willenegger (SW). Мы присвоили решениям в этой линейке порядковые номера, чтобы отразить градацию возможностей каждого решения. Это и была первопричина.
АБ: Но почему же при этом вы как будто разъединили нумерацию моделей модемов Qualcomm и порядковых номеров категорий 3GPP?
SW: В общем, потребители и заказчики все равно не очень-то ориентируются на спецификацию 3GPP. Нашей целью было упрощение номенклатуры модемов. Если привязывать нумерацию моделей к системе стандартов 3GPP, то можно также обнаружить, что сама система нумерации категорий не совсем ясна и прозрачна. Бывает, что решения одной и той же категории связаны с тем или иным уровнем реализации MIMO или той или иной схемой модуляции. Это запутывает наших клиентов, это слишком сложно для понимания. Мы решили представить другую градацию модемов, не привязанную к категориям. Принцип достаточно простой: чем выше порядковый номер, тем мощнее модем. С точки зрения маркетинга упрощение – это всегда хорошо.
АБ: Когда можно ожидать появления продуктов Qualcomm с поддержкой Cat.1 / Cat.0?
SW: Cat. 1 сейчас на слуху, о нем все говорят. Есть расхожее мнение, что продукты Cat.1 – это нечто более дешевое и простое, чем Cat.4. Но если оценивать с точки зрения архитектуры модема, решения Cat.1 очень похожи на Cat.4. Если говорить о маломощных чипсетах, основная стоимость модема будет формироваться за счет более дорогого радиопередатчика, который должен поддерживать полосу 20 МГц, – такова стратегия ценообразования модемов Qualcomm.
Как мне кажется, у нас уже налажен диалог с OEM-производителями, а также мы видим много возможностей для рынка М2М. Мы хорошо осведомлены о позициях конкурентов на этом рынке и с готовностью обсуждаем его перспективы. Тем не менее, мы пока не объявляли о каких-либо конкретных решениях с поддержкой Cat.1.
Интересная сфера – это узкополосные чипсеты Cat.0 и развитие стандартов 3GPP за пределами rel.13 EMTC (усовершенствованные технологии М2М-взаимодействия). Продукты на базе этой технологии будут более энергоэффективными и недорогими. Этот шаг с точки зрения рынка М2М-решений кажется очень своевременным.
AB: Возможно ли, что решения Cat.0, использующие существующие технологии, смогут обеспечить время автономной работы на протяжении, например, 5 лет?
SW: Не думаю. Именно поэтому у нас пока нет готового продукта, и в настоящий момент работаем над совершенствованием технологий EMTC и продолжаем снижать энергопотребление. Мы тесно сотрудничаем с 3GPP.
AB: Некоторые производители уже поставляют на рынок процессоры на базе техпроцесса 14 нм. Можно ли в ближайшем времени ожидать появления 14-нанометровых процессоров от Qualcomm?
Peter Carson (PC): В настоящий момент мы концентрируем наши усилия на разработке интегрированных модемов. Это сложные технологии, радиочасть тоже непроста. Помимо прочего, мы сохраняем лидерство на рынке благодаря совершенству наших модемов. Если посмотреть на наших конкурентов, они до сих пор изготавливают отдельные решения – модем отдельно от процессора.
AB: Переход на более компактную геометрию чипов – это самый беспроигрышный способ добиться понижения энергопотребления?
PC: Снижение энергопотребления – это многоуровневая задача, и ее нужно решать на различных уровнях: реализация, оптимизация, требования к доступному пространству, проприетарные функции, envelop -трекер энергопотребления, настройка антенны и, конечно, техпроцесс.
SW: Мы постоянно работаем во всех этих направлениях. Мы оцениваем энергопотребление на различных уровнях и на каждом из них принимаем решения насчет того, как мы будем двигаться дальше.
AB: Что вы думаете о конкуренции fabless-разработчиков и вендоров, имеющих собственные производственные мощности для изготовления как процессоров, так и смартфонов? Может ли получиться, что крупные производители вроде Samsung откажутся от использования чипсетов Qualcomm?
PC: Не говоря конкретно об отдельных вендорах, могу признать, что мы наблюдаем ту же картину, что и в случае с 3G. Некоторые производители стремятся использовать собственные чипсеты. Но я хочу особо отметить следующее: у нас имеется множество дизайнов для устройств различных уровней и ценовых сегментов. Нельзя строить отношения с глобальными клиентами, имея только один дизайн только для одного уровня устройств. Во-вторых, посмотрите, как выглядит ландшафт рынка модемов. Существует множество различных стандартов сотовой связи, различных частот, различных диапазонов… Если оценивать опыт игроков, о которых вы упоминаете, я не уверен, что можно говорить о возможностях масштабирования одной платформы с учетом требований всех рынков… Есть только одна платформа, которую можно адаптировать под любые региональные требования и использовать в любых устройствах – и это платформа от Qualcomm.
Snapdragon 810 поддерживает все основные частоты и все основные стандарты связи. У нас есть абсолютно готовое и легко адаптируемое решение. Мы работаем со всеми крупными вендорами на глобальном рынке. Наши модемы уже много лет обеспечивают нам лидирующую позицию.
SW: Конечно, на рынке идет агрессивная конкурентная борьба. Каждый раз, когда мы говорим о конкуренции с продуктами сторонних производителей или конкуренции с производителями, изготавливающими собственные чипсеты для устройств, мы постоянно стараемся продемонстрировать уникальные преимущества наших продуктов.
AB: В большинстве случаев, как правило, топовые чипсеты Qualcomm всегда используются во флагманских устройствах практически каждого OEM-производителя. Но теперь, кажется, в этом правиле появились исключения.
SW: Не могу сказать, можно ли это считать «правилом». Этот рынок очень высококонкурентный, и нам приходится постоянно демонстрировать преимущества и ценность наших продуктов, чтобы обходить наших соперников.
PC: Только на Snapdragon 810 до конца текущего года появится более 60 продуктов. На мой взгляд, это выдающийся успех для нового процессора.
AB: Qualcomm уже поддерживает LTE Broadcast в своих чипсетах. Каковы ваши ожидания – будут ли операторы готовы к коммерческой реализации этой технологии в 2015 году, или это произойдет позже?
SX: Я уже несколько лет отвечаю на этот вопрос. По нашим данным, уже в этом году намечены несколько запусков LTE Broadcast крупными операторами. Коммерческий запуск не зависит только от готовности технологии: операторам нужно полностью подготовить экосистему - сети, устройства, партнеры, поставщики контента. Когда бизнес-модель предоставления сервисов LTE Broadcast будет успешно действовать у первых операторов, за ними потянутся и остальные. Наши чипсеты поддерживают eMBMS, и в некоторых странах экосистема совместимых устройств уже довольно развита.
AB: Поговорим о развитии технологий LTE-U и конвергенции LTE и Wi-Fi. Некоторые операторы уже продемонстрировали свои сервисы, использующие частоты нелицензируемого спектра и основанные на некотором неизвестном решении от Qualcomm. Что это за чипсет? Когда можно ожидать появления совместимых устройств и сервисов в коммерческой доступности?
PC: Мы пока не анонсировали этот продукт. Потенциально мы рассчитываем представить целую линейку продуктов подобного рода. Один из наших передовых чипсетов с поддержкой LTE-U вскоре появится на рынке. Мы ожидаем запуск ряда проектов LTE-U во второй половине 2015 – первой половине 2016 годов, и мы будем готовы предложить нашим партнерам необходимое решение.
AB: MIMO 4x4 – можно ли ожидать коммерческой реализации этой технологии в ближайшем будущем? Некоторые эксперты утверждают, что менять антенны во всех сетях с целью поддержки MIMO 4x4 экономически невыгодно.
SW: С точки зрения сетей все осуществимо: несколько операторов уже нашли способ использовать четыре передатчика на сектор. Следующий шаг – это обновление программной части с целью поддержки MIMO 4x4. Для некоторых операторов это означает большие капитальные затраты, но, даже если они не имеют возможности осуществить это в масштабе всей сети, они вполне могут реализовать поддержку MIMO 4x4 на отдельных участках сети – например, там, где наблюдается передача больших объемов трафика. С точки зрения устройств возможно использовать 4 антенны в таких девайсах, как стационарное телекоммуникационное оборудование (CPE) или мобильные маршрутизаторы. Таких на рынке пока немного. Обычно OEM-производители сетевых устройств предпочитают использовать те же самые конструктивные решения, что и в смартфонах или планшетах. А когда речь заходит о мобильных устройствах, возникает вопрос: сколько антенн можно реализовать в мобильном устройстве, ведь в нем уже используется несколько антенн: для различных диапазонов частот, wi-fi, bluetooth, NFC – для дополнительных антенн трудно найти место. А если вам хочется использовать MIMO 4x4, все четыре антенны должны характеризоваться очень высоким качеством. С точки зрения производителей мобильных устройств это непростая задача.
Мы не пытаемся изобретать новые технологии исключительно ради самих технологий. Мы стараемся адаптировать наши производственные планы к реальным потребностям рынка. В настоящий момент мы считаем, что приоритетом является развитие решений с пространственным разнесением более высоких порядков, чем в области MIMO 4x4.
AB: Каковы самые значительные новости Qualcomm, которые произошли за год с нашей прошлой встречи в Барселоне?
PC: Мы первые осуществили запуск Cat.6 LTE-A (в Galaxy S5), реализовали поддержку LTE во всех ценовых категориях устройств, анонсировали продукты с поддержкой Cat.7, Cat.9 и другие, выпустили второе поколение решения RF360, интегрирующее тюнер антенны, envelop трекер и переключатель усилителя сигнала, разработали многодиапазонный переключатель усилителя сигнала. Мы реализовали поддержку LTE-A в платформах среднего уровня. Мы продемонстрировали первую коммерческую реализацию LTE-Broadcast на базе сети корейского оператора (Snapdragon в Galaxy Note 3). Мы уже осуществили поддержку LTE в двух SIM-картах одновременно. Это наши крупные инициативы, предпринятые за последний год.
С точки зрения технологий я могу упомянуть об успехе разработок в области конвергенции частот Wi-Fi и LTE. Теперь возможно осуществлять разгрузку трафика из LTE в Wi-Fi. Мы воспринимаем Wi-Fi как еще одну технологию радиодоступа на частотах нелицензируемого спектра, а частоты Wi-Fi - как еще один диапазон частот, доступный операторам связи. Мы усовершенствовали IMS с целью поддержки VoLTE и видеозвонков. Мы продолжаем исследования в области LTE Direct. Стандарт LTE Broadcast обладает интересными дополнительными возможностями, например, позволяет осуществлять доставку кастомизированных рекламных объявлений.
AB: Каково видение Qualcomm относительно 5G?
PC: В настоящее время основная задача в этом отношении – определение требований к этой технологии. Главный вопрос: что должны уметь сети 5G, чего еще не умеют сети 4G сейчас или в ближайшей перспективе? Сейчас мы наблюдаем, что 4G получает распространение в новых сферах, например, в области Интернета вещей. И эти новые сценарии использования существующей технологии могут быть очень успешны. Если к одному узлу будут подключены тысячи устройств, я думаю, проблема будет не в том, как обеспечить передачу данных, а как оптимальным образом реализовать безопасность, стабильность подключения или энергопотребление. 5G может быть следующей ступенью развития отрасли, которая как раз решит все эти проблемы.
Не стоит упускать из внимания малые соты. Одна из основных задач, стоящих перед разработчиками – сделать проключение между узлами более эффективным; в этом отношении мы должны уделять внимание миллиметровому диапазону.
Еще наше видение 5G предполагает, что сети 5G должны масштабироваться с учетом требований различных классов устройств – от маломощных устройств с малой пропускной способностью соединения до мощных устройств с пропускной способностью, измеряемой несколькими гигабитами в секунду. В настоящее время сетей, обладающих такими возможностями масштабирования, не существует. 5G, вероятно, станет стандартом сети, которая будет обладать высочайшей степенью масштабируемости и более тесно интегрироваться с IP-сетями. Конечно, и сети, и устройства, должны быть более «умными». Представив на MWC 2015 платформу Zeroth, мы уже начали говорить о когнитивных возможностях технологий. Например, это может быть функция интеллектуального подключения с автоматической разгрузкой трафика между сетями LTE и Wi-Fi, сокращение проявлений интерференции – ведь устройство будет само осознавать окружающие условия.
Qualcomm активно участвует в инициативах, направленных на исследования, разработку и стандартизацию таких технологий.
AB: Некоторые операторы уже анонсировали демонстрации 5G в ближайшие годы, намного раньше, чем произойдет предполагаемая стандартизация 5G. Как такое возможно?
PC: Все крупные игроки готовят технологические демонстрации, которые они имеют право называть так, как считают нужным. Но все эти решения должны соответствовать отраслевым стандартам, чтобы обеспечивать интероперабельность, поэтому никто не сможет создать готовое решение до того, как будет стандартизирована технология. Мы сосредоточим наши усилия на том, чтобы подготовить полностью соответствующее требованиям решение именно тогда, когда это понадобится нашим клиентам и будет отвечать их реальным требованиям.
++
О компании Qualcomm и ее продуктах
Путеводитель по MWC2015
++
Комментариев нет:
Отправить комментарий