5G. Конспекты. Андрей Канцуров, Минцифра - частоты 4.8-4.99 готовы выдать совместному предприятию с единой инфраструктурой

Конспект выступления Андрея Канцурова, Минцифра (Минкомсвязи) на форуме 5G Future Russia (эксклюзив на текущий момент). 

АК: Что касается мер поддержки отечественных операторов связи, эти меры разработаны, но пока что рано их обсуждать. Они переданы в правительство, и мы надеемся, что в ближайшее время их комиссия посмотрит. Вероятно будут какие-то замечания, возможно они будут учтены. Возможно будут выработаны какие-то концептуальные походы, которые будут заложены в эти меры. Пока что мы заложили 12 мер, но подробнее об этом я не стану рассказывать. 

По части поддержки, которую сейчас оказывает регулятор, есть отдельные проблемные точки, я их повторю: во-первых спектр, во-вторых единая информационная инфраструктура - создание совместного предприятия и понимание как будет функционировать это предприятие, третье - создание сетей связи 5G исключительно на базе отечественного оборудования, которое включено в ТОРП.

Если последовательно раскрывать эти точки... начну со спектра.

Частоты для 5G

Что мы сейчас имеем. Имеем выделения частот для пилотных проектов 5G, которые успешно сейчас реализуются. Все операторы создают пилотные проекты 5G, в том числе промышленной направленности. 

Второе выделение - это 400 МГц в миллиметровом диапазоне. 

Это пока все. Мы понимаем, что этого пока что недостаточно для начала внедрения сетей 5G, мы знаем, что основным диапазоном для внедрения 5G на территории РФ признан диапазон 4.8-4.99 ГГц. Как регулятор, мы понимаем проблематику внедрения 5G в этом диапазоне. 

Это, во-первых, более, чем в 2 раза увеличенная стоимость (прим. АБ: по-сравнению с использованием диапазона 3.4-3.8 ГГц), это отсутствие на сегодняшний день оборудования под этот диапазон. Это ожидаемые трудности с международной правовой защитой в приграничных районах. Да, у этого диапазона есть недостатки. 

Мы понимаем важность использования C-band (Прим. АБ, вероятно Андрей Канцуров имеет в виду C-band low 3.4-5.25 ГГц, а не C-band high 5,725-7,075 ГГц, но скорее всего это C-band прозвучало лишь для того, чтобы не произносить всуе 3.4-3.8 ГГц) для развития сетей 5G, но к сожалению, пока что не удается этот диапазон получить для развития сетей 5G. Но мы продолжаем дискуссию.. Я не могу давать каких-то процентов, насколько успешной будет эта дискуссия. Мы ее продолжаем. 

Что касается 700-го диапазона, тоже понимаем его важность (прим.АБ речь про использование для 5G полос в диапазоне 700 МГц), но он по-прежнему распределен телевидению. По-прежнему, для того, чтобы его перераспределить требуется согласие вещателей. Эта процедура пока сложна. Надеемся на принятие в скором времени концепции телерадиовещания, которая возможно ответит на вопросы, в том числе и по этому диапазону частот, вопросы по дальнейшему количеству мультиплексов, вопросы по эфирному ТВ высокой четкости. Может быть после этого будет продолжение дискуссии. Насколько я знаю, в АНО Цифровая экономика есть специальная рабочая группа, посвященная 700-му диапазону, которая активно занимается этими вопросами. 

Что делается в управлении частот. В принципе, есть готовность в выделении частот 4.8-4.99 ГГц. Но пока не будет ясности по совместному предприятию, я думаю, что выделять его преждевременно. Совместное предприятие у нас пока находится в стадии согласования в ФАС. ФАС продлил сроки рассмотрения ходатайства о создании совместного предприятия практически до конца декабря 2020, поэтому мы ждем результатов. 

Разработан план конверсии частотного спектра. Сейчас он находится на доработке в Минобороны. В этом плане отсутствует диапазон 3.4-3.8 ГГц, к сожалению. Предусмотрены меры по расчистке двух полос по 20 МГц вокруг городов миллионников в 700-м диапазоне. Есть мероприятия по 4.8 ГГц, есть мероприятия по миллиметровому диапазону. 

Мы надеемся, что план будет утвержден и поможет нам начать какое-то движение по конверсии. 

Вот, коротко о том, что касается частот. 

Про совместное предприятие

Требуется понимание, как оно будет создано, как оно будет функционировать, как будет использоваться единая инфраструктура. И, самое главное, как будет ему выделяться спектр. 

Вот пока этого понимания не будет, мы пока вопрос выделения спектра откладываем. Опять же, выделение спектра для 5G совместному предприятию - это огромный вклад государства в развитие сетей 5G. Поскольку, если этот спектр будет выделен бесплатно, это даст большие бонусы. По моим расчетам, это высвободит для операторов не менее 6 млрд рублей, для того, чтобы эти деньги отдавать не на аукцион, а отдать на развитие сетей. 

Про отечественное оборудование

Следующая проблема это отечественное оборудование. Главная проблема - это сроки. В проекте Дорожная карта, о котором сегодня говорилось, сроки - 2024 год. Пока эта мера касается и создания, и развития сетей 5G. И, к сожалению, пилотного проектирования, которое сейчас будет происходить, и далее. Но опять же мы находимся в дискуссии и мы надеемся, что для пилотов будет смягчение, до момента создания производства отечественного оборудования, можно будет использовать импортное оборудование в пилотных проектах. 

Что касается остальной регуляторики. Да, у нас уже написаны правила, касающиеся коммутационного оборудования, абонентских устройств и базовых станций... но мы в таком процессе... согласования этих документов с ФСБ, поскольку пытаемся решить вопрос с применением отечественной криптографии. Есть мнения наши, есть мнение ФСБ, не буду сейчас о них говорить. Мы пока в процессе согласования. Надеемся, что скоро эти правила все-таки выйдут. И можно будет начинать сертифицировать оборудование. 

Ведущий: уточняющий вопрос. Какова позиция государства по поводу единого оператора? А можете ее пояснить - это же государство считает, что он должен быть единым? Операторы, как я понимаю, готовы строиться и сами. А в чем плюсы единого оператора?

АК:  Мы считаем, что во-первых, единый инфраструктурный оператор сможет сэкономить за счет совместного использования сетевой инфраструктуры. Второе - это возможность выделения ему спектра без аукциона. Третий момент - планируется государственное участие в этом едином инфраструктурном операторе. То есть государство будет каким-то образом...

Ведущий: государство будет статегом в теме. 

АК: ...управлять этим процессом.  

Ведущий: все операторы видимо приняли эту позицию?

Виктор Белов, вице-президент по технике МТС. В порядке комментария. В принципе, формат СП, которое создают сейчас операторы, он не предусматривает, что этот оператор будет эксплуатировать какую-то сеть. Предусмотрены определенные механизмы взаимодействия, определенные механизмы совместного использования в разных ситуациях и спектра, и инфраструктуры. Но это не будет оператор сети в том понимании, которое...вот, звучит.. "единый инфраструктурный оператор". 

Напомню, что изначально идея единого инфраструктурного оператора продвигалась под эгидой частотного дефицита. Подразумевалось, что использование этого дефицитного частотного ресурса на одной сети для всех операторов может эту проблему решить. Речь при этом шла про диапазон 3.4-3.8 ГГц, который пока что растворился в небытии и непонятно, что с ним будет происходить. А единый инфраструктурный оператор изначально привязывался именно к этому диапазону. 

У нас видимо самый обширный в стране опыт совместного использования активной инфраструктуры с компанией Вымпелком, мы во многих регионах по этой схеме работаем. Могу сказать, что определенные плюсы в этом конечно есть, но то, что это не решает вопрос дефицита частотных ресурсов, это совершенно точно. Да, есть определенный плюс, когда складываются частотные ресурсы, технологии так работают. Но если частотного ресурса мало и туда посадить четырех операторов на одну сеть, это никакие проблемы не решит. И, более того, ничем хорошим это не кончится. Нагрузок такая сеть выдерживать не сможет. 

Ведущий: Я Андрея Николаевича понял, если на пальцах, следующим образом. Если вы хотите получить частотные ресурсы, чтобы продолжать заниматься бизнесом, то мы ждем, пока вы договоритесь по СП. В том числе с ФАС. Договоритесь, приходите. Мне кажется примерно так.

АК: Так. Либо частоты придется выносить на аукцион. И тогда будет 4 лота, торги, участники. И большие деньги. Реально большие деньги за этот диапазон. По крайней мере, за 4.8-4.99 ГГц. 

Ведущий: тогда и увидим, действительно ли операторы готовы к инвестированию в 5G, действительно ли у них есть бизнес-кейсы по этому поводу.

АК: Как вариант, попробовать так можно.   

--

Цензурно сложно отозваться о позиции регулятора и государства в теме 5G. Любому кто это слушал или читал, должно стать понятно, что ничего хорошего нас не ожидает, что за прошедшие годы позиция чиновников осталась прежней. Либо операторы пойдут на аукцион, где их хорошенько растрясут на деньги и не факт, что "выигранными" частотами можно будет воспользоваться в любом регионе России (не раз уже бывало такое, что продавалось то, чем воспользоваться нельзя без потерь времени или дополнительных денег), либо им придется создавать колхоз, да еще с госучастием и добровольно лезть в эту петлю. И ради чего? Чтобы получить доступ к жалкому куску спектра в проблемном диапазоне. Сомнительно, чтобы операторам это было для чего-то необходимо. 

--
Оглавление всех выступлений Форума 5G Future Russia 2020.
--
telegram ; facebook - подключайтесь

Комментариев нет:

Отправка комментария

Подписывайтесь на мой Youtube-канал

и на мой Telegram-канал

Популярные сообщения