Зачем МТС проект с МаксимаТелеком? Много вопросов и некоторые ответы

МТС и МаксимаТелеком "при поддержке Московского метрополитена" (ха-ха), сообщили о реализации проекта по обеспечению абонентов оператора мобильными сервисами "во всех тоннелях" московской подземки.



Звучит эффектно, не правда ли! Но давайте разбираться, как устроен этот сервисный прорыв,  и можно ли всерьез надеяться на то, что это даст абонентам МТС какое-то преимущество относительно абонентов других операторов и зачем этот проект понадобился МТС?

Немного истории. Во времена Лужкова операторы сотовой связи "большой тройки" с разной степенью интенсивности развивали свои сети в московской подземке. Выделялись средства, они инвестировались в обеспечение охвата услугами 2G/3G перронов подземных станций, экскалаторов и переходов. Постепенно все больше станций получали покрытие, - можно было звонить и с разной степенью успешности пользоваться интернетом. Экспериментировали операторы также и с прокладкой в туннелях так называемого "щелевого кабеля" - своеобразного "удлиннителя антенны". Не сказать, чтобы результаты были отличными, но на тот момент - безусловно неплохими. МТС обеспечил покрытие в туннелях, например, на Сокольнической ветке.

Затем началось нисхождение... в Москве появился новый мэр и новые власти метро. Началась безудержная "монетизация". По-мнению всех представителей операторов с которыми мне доводилось общаться, новое руководство метро стало недоговороспособным. За право продолжать развитие сети в метро - в интересах москвичей и гостей столицы, напомню, операторам предложили заплатить. Речь, конечно, не шла о примитивной взятке, нет, сейчас все всегда формляется "тоньше". В любом случае выдвигаемые подземкой требования делали любое развитие сетей сотовой связи в Московском метро экономически неприемлемым. Стройка практически остановилась на несколько лет, операторов пускали разве что на вновь построенные станции, чтобы совсем уж не оставлять москвичей без возможности хотя бы в милицию и скорую позвонить.

Зато в метро появился монополист, который начал предоставлять так называемую услугу "бесплатного Wi-Fi". Про ее качество и юзабилити распространяться не буду, попробовать ее использовать мог любой желающий. Некоторые ей даже умудряются пользоваться, на мой взгляд, это примерно как те мыши, которые кололись, но ели кактус.

Между тем, хваткий провайдер Wi-Fi, оставался недоволен - на рекламе много не заработаешь, даже если ты правильный оператор, а за то, чтобы от нее отказаться, народные массы массово платить не желали. Оставались такие потенциальные покупатели, как операторы сотовой связи. Им ведь нужно обслуживать абонентов в метро? Сделать это традиционным способом, то есть самостоятельно, им не разрешали. Как в такой ситуации не воспользоваться рукой помощи, протянутой владельцем инфраструктуры в туннелях?

Тем не менее, два долгих года ни один из сотовых операторов почему-то не рвался пользоваться щедрым предложением. Благо товарец, которым "торгует" оператор Wi-Fi - не лучшего качества.  Это набор хотспотов Wi-Fi и подсистема мобильного хэндовера. С весьма ограниченной пропускной способностью.

И вот, неожиданно, желающий попробовать поработать с таким чудесным метропартнером нашелся, им оказалась компания МТС, которая в последние годы ведет очень самостоятельную политику на рынке состовой связи. Вспомним, хотя бы, как МТС усиленно дружила с Samsung, на которого в тот момент точили зубы все другие операторы. Кто-то возможно назвал бы такую политику штрейкбрехерской, но я этого делать не буду, конкуренция - дело тонкое. Да и не МТС начал, после мегафоновского "йотагейта" говорить о какой-то этике поведения операторов на российском рынке не приходится.

Вот только на этот раз МТС, возможно, выкинула деньги на ветер. Причем деньги настолько немалые, что компания постеснялась озвучить эти "инвестиции". Давайте прикинем, может ли запущенная услуга быть качественной?

Пропускная способность канала оператора, владеющего инфраструктурой в туннелях - не более 100 Мбит/c. На деле, порядка 60 Мбит/c. Опять же, МТС и ее замечательный партнер эту цифру озвучить стесняются, но шила в мешке не утаить. 60 Мбит/c это неплохо? Давайте посчитаем.

В большинстве поездов метро в Москве - по 8 вагонов. МТС в рамках сотрудничества ставит на каждый вагон по 3G-фемтосоте NEC. Вот по такой.

Фемтосота 3G производства NEC, фото: Вадим Плесский 

Понятно, что в условиях низкой пропускной способности опорной сети, МТС выбрало наиболее дешевые фемты - с поддержкой 3G и без поддержки LTE. Таких закупили 4 тысячи, что примерно соответствует объему подвижного состава в метро. Одна фемта способна обслужить одновременно всего лишь 16 устройств. В вагоне метро штатно - до 100 человек, в часы пик - до 150. Доля МТС на московском рынке, даже если ее оценить всего в четверть, дает нам право утверждать, что число абонентов МТС в вагоне может оказаться и 25 и 35 человек (на самом деле даже больше). Так что половина и более из них сразу оказывается "за бортом", фемта просто не позволит им подключиться. ОК, зато остальные 16 счастливчиков, наверное смогут насладиться быстрым интернетом?

Итак, 1 поезд в тоннеле - это 8 вагонов по 16 устройств, которые делят ресурс провайдера. Делят на 128 устройств. Если 60 Мбит/c разделить между ними, получим 0.47 Мбит/c. Это "не густо", но все еще неплохо. Только давайте не будем забывать, что в туннеле одновременно находится более одного поезда. И еще нужно передать сигнальный трафик (об этом еще поговорим). А также не будет забывать, что и "бесплатный" Wi-Fi "сидит" на той же инфраструктуре. Отсюда вывод - в ЧНН абонентам МТС не достанется и нескольких десятков КБ "на нос". Вы случайно не хотели смотреть на телефоне видеоролики с Youtube?

Сеть уже на этапе старта демонстрирует высокие задержки распространения сигнала - почти в треть секунды. Здесь и вклад далеко не самых лучших фемт 3G NEC (зато сравнительно недорогих), и всей этой опорной сети.



Замеры вчера после запуска на "салатовой" линии от Волжской до Чкаловской. Данные: Максим Арещенко.

Есть и другие проблемы, например, высокая сигнальная нагрузка, с которой придется иметь дело фемтосотам - вы же помните, в вагоне потенциально намного больше пользователей, чем она способна обслужить. А еще то, что абоненты все время входят-выходят, что заставит фемту изрядный ресурс сети тратить на передачу не "полезного" трафика абонента, а трафика сигнального - он ведь тоже идет по той же опорной сети. 3G в целом плохо справляется с пиковыми нагрузками. А в фемто-воплощении, совсем слабо.

В общем, на мой взгляд, весь этот проект "интернет от МТС в тоннелях" в его соврмеменном виде - своего рода "потемкинская деревня". Рано-рано утром и поздно-поздно вечером кто-то действительно сможет вкусить этого интернета. Ну а в часы пик, вряд ли стоит надеяться на стабильную работу услуги.

Как следовало бы развивать сотовую связь в метро? Да просто не мешать это делать операторам, не требовать с них гигантских нецелевых вложений, с чего бы должен быть еще один налог "на подземность"? Просто позволить им выполнять их работу - строить сети для обслуживания абонентов, как они делают на поверхности. Если для этого нужно в очередной раз поменять руководство в метро, это, вероятно, следует сделать. Если при нынешнем мэре это невозможно, так кто сказал, что не стоит его поменять?

Если говорить о технической стороне вопроса, то на сегодня использование в туннелях щелевого кабеля уже не кажется столь уж прогрессивной идеей. Сейчас было бы уместным прокладывать в туннелях столь любимый МТС GPON, с подключением к этой опорной сети достаточного числа радиоголовок традиционных макросот. С задействованием всех доступных оператору диапазонов частот, прежде всего частот LTE. Следовало бы реализовать услугу LTE-A, дать абонентам реальное качество мобильного интернета.

По числу станций, где обеспечивается LTE, МТС на конец 2016 года уступала, например, компании МегаФон. Планы развития, правда, серьезные - оператор обещает обеспечить покрытие LTE до конца 2017 года на 140 станциях московской подземки - это вдвое больше, чем планирует добиться Tele2. И вот здесь возникает вопрос - как МТС добилась такой сговорчивости от метрополитена?

И если немного подумать, тогда паззл складывается, а сотрудничество с метромонополистом становится объяснимым - возможно весь этот проект под красивым названием "связь в туннелях" является просто входным билетом для МТС, оплата которого, обеспечила компании возможность вести в метро дальнейшее развитие сети? Тогда и значительный размер этой "инвестиции" становится понятен. Минус - ситуация со связью в туннелях от этого заметно не улучшится. Вопросы про этичность такого бизнеса оставлю за кадром.

+ +

Комментариев нет:

Популярные сообщения

Желающие следить за новостями блога, могут подписаться на рассылку на follow.it (отписаться вы сможете в один клик). 

Еще можно подписаться на Telegram-каналы @abloud62 @abloudrealtime, где также дублируются анонсы практически всех новостей блога. 

 

Translate