Роскомнадзор принял сеть LTE1800 ЗАО СМАРТС-Волгоград (МегаФон) в эксплуатацию

Об этом сообщает Роскомнадзор по Волгоградской области и республике Калмыкия 7 ноября 2014 года. В эксплуатацию принята "Сеть подвижной радиотелефонной связи ЗАО СМАРТС-Волгоград. Сеть включает 31 базовую станцию LTE-1800 band 3.

МегаФон в феврале 2014 года завершил сделку приобретения 100% ЗАО СМАРТС-Волгоград за 46 млн рублей (такую сумму называют в МегаФон). Целью сделки было получение актива с выписанной на него лицензией на оказание услуг GSM в диапазоне 1800 МГц с идеей ее переиспользования для LTE. У компании в band 3 - 14.8 МГц парных частот.



В эфире в Волгоградской области можно встретить оба идентификатора сети - СМАРТС и МегаФон.



Данными с MForum.ru поделился Александр Боков.

В апреле 2014 года МегаФон уже сдал Роскомнадзору базовую станцию LTE 800 в Волгоградской области. Тем не менее, компания не спешила сообщать о начале коммерческой экслпутации сети LTE в области. Ждем официальных анонсов.

++
МегаФон в Волгоградской области
Волгоградская область
Все сети LTE в России
использование band 3 для LTE
++

Tele2 анонсировала запуски LTE в 2014-2015 году. Но только их количество

14 ноября в С.Петербурге компания Tele2 сообщила о планах запуска в России "более 20 сетей" LTE в регионах, где компания располагает лицензиями.
Тула станет первым российским городом, где Tele2 представит услугу LTE. Поскольку в Туле компания Tele2 не располагает частотами 2.5 - 2.7 ГГц, будут задействованы частоты диапазона 1800 МГц, согласно принятому в России принципу "технологической нейтральности".
Также известно о планах Tele2 запустить сеть LTE в С.Петербурге летом 2015 года.
Сети LTE будут запускаться компанией Tele2 в 2015 году только в диапазонах 2.5-2.7 band7 и 1800 band3. Компания также располагает полосами частот 30 МГц в диапазоне 2.3 ГГц band40, но пока что не планирует использовать этот диапазон для запусков сетей LTE, ссылаясь на то, что для этого диапазона сохраняется требование использования "отечественного оборудования" для построения сети, а выпуск соответствующего оборудования в России не налажен.

Четвертый федеральный отправился в путь. Поезд Tele2 отходит в 3G/LTE

Сегодня Tele2 сообщило о начале коммерческой эксплуатации первой сети 3G компании в России. Постараюсь избежать повторения общеизвестных фактов, например, что Tele2 уже не имеет к прежним шведским владельцам никакого отношения. Да и про тарифы на 3G вы все легко узнаете сами. Я попробую поговорить о другом - о том, что я думаю в связи с этим запуском.

Компания Tele2 начинает большой проект. Что у нее при этом в активе? Уже существующие площадки для размещения базовых станций в нескольких десятках регионов России. Транспортная сеть. Сбытовая сеть с использованием собственных салонов и стендов, других классических и нестандартных каналов сбыта. И неслабый пул частот. Неплохо для начала активной фазы конкуренции.

Планы тоже большие, если не сказать огромные. Компания, в частности, планирует развернуть порядка 80 тысяч базовых станций. Если считать по среднерыночным ценам, то их приобретение потянуло бы примерно на $2 млрд. И обустройство сайтов под них - еще на $2 млрд. Как я уже выше отметил, далеко не все станции из этих 80 тысяч придется покупать, значительная часть из них уже давно закуплена и стоит на площадках - наследство собственно Tele2, так и наследство Ростелекома. Потребуются, конечно, затраты времени и денег на интеграцию, но все это решаемые проблемы. Негативным фактором выступают санкции, падение курса рубля, растущая сложность получения кредитных линий для российских бизнесов. Высокая маржинальность сотового бизнеса - это большой плюс для проекта Tele2. Под что-то другое сейчас уже не дадут деньги, а под мобильный ШПД могут дать.

Транспорт. При его сооружении в период 2G и шведских хозяевах компания особенно не закладывалась на далекую перспективу. Поэтому много где потребуется существеное умощнение. Ростелеком, конечно, может предоставить магистральные каналы, но в области "последней мили" придется тратить деньги и силы на обустройство сети, способной пропустить трафик 3G, а затем и еще более значительный трафик LTE. Вот только такие слагаемые, как радио + транспорт на сегодня не исчерпывают уравнение качественного мобильного ШПД. Требуется также решить вопрос с доставкой контента, оптимизировать хранение данных. Для этого, среди прочего, нужны CDN (сеть доставки контента) и ЦОД (центры обработки данных). Насколько в Tele2 готовы к их развертыванию? Это ведь тоже требует немалых денег и быстро не строится. Хотя сейчас хороший момент для аренды, может быть кто-то уже стал сговорчивее при поиске клиентов на простаивающие мощности?

В общем, я веду к тому, что быстро наладить серьезную конкуренцию с остальными участниками "большой четверки" у Tele2 вряд ли получится. Конкуренты вкладывали свои миллиарды более десяти лет, пробежать "десятилетку в два года" даже для стахановца от телекома вряд ли посильная задача. Само собой, это не отменяет возможности постепенно, но постоянно наращивать свою долю рынка.

Экономический кризис в результате санкций, принятых сообществом западных стран, задачу Tele2 не упрощает. Учитывая, что все закупки пойдут по импорту, а отбивать расходы придется в худеющих рублях, задача дополнительно усложняется. А ведь еще компании придется выполнять свои обещания по сохранению имиджа оператора с оптимальными (в смысле более дешевыми при прочих равных) затратами на услуги... Интересно на какую EBITDA margin будут целится в Tele2.

В возможностях "понадкусывать" абонентские базы конкурентов по "большой четверке", я не сомневаюсь. Многие устали от "лидеров рынка" и в лице Tele2 могут разглядеть черты "хороших парней", которые лишнего за свои услуги не возьмут. В то же время, результат будет определяться целым рядом факторов, некоторые из которых я перечислю.

- Время выхода на рынок Москвы. В Москве связь нужна всем, поэтому участник большой четверки просто обязан ее предоставлять. Между тем сегодня прозвучало что-то типа "по поводу сотрудничества в области предоставления услуг связи в Москве переговоры в настоящий момент не ведем". И срок выхода в Москву тоже не называют, хотя и говорят, что "скоро".

- LTE. Можно много и занудно спорить, так ли эта технология нужна клиентам, но на сегодня ее поддержка - один из факторов выбора оператора, один из признаков его технологической инновационности. За свои 150 руб в месяц абоненты хотят быть с лидером, не зря же китайцы готовы писать Adidas и Гуччи чуть не на портянках. Хитрые американцы еще несколько лет назад именовали свои сети HSPA сетями 4G, играя на стремлении людей приобщиться к самому передовому даже без реальной потребности в использовании этого передового. Так что в области LTE Tele2 безусловно следует активничать. Обещают запуски в 20-25 регионах в 2015 году. Много, но паритета с другими участниками рынка не будет.

- Влияние Ростелекома. Оно может быть... разным. Скажем, уменьшится "шведскость" компании, вырастут затраты на персонал. Это я про корпоративную культуру. Одна надежда на то, что в Tele2 был заложен хороший стартовый импульс. Может быть он и не даст размыть фундамент. С другой стороны, позитив тоже не исключен. Ростелеком мог бы, что называется "подогнать" корпоративных клиентов. Например, включая мобильный интернет Tele2 в пакеты B2B. Не знаю, есть ли такая договоренность.

- Маркетинг. Здесь, как с воспитанием детей и медициной, каждый знает, как лучше. Тоже выскажусь. Вот эти "черный", "самый черный", "очень черный"... вы это серьезно? Да, в России любят этот цвет, машины такие покупают, но применительно к тарифам это смущает. Депрессивно как-то. Беспросветно. Даже "белый", наверное, было бы лучше. И в целом новая кампания после "мафии" совсем не внушает. Безлико как-то. Рекомендую провести опросы, фокус группы, если мне на слово не верите.

В целом я призываю всех порадоваться, что Tele2 наконец перешла от бумажной фазы объединения-реорганизации к фазе "железной". Это несомненно обеспечит рынку дополнительную живость. Сейчас, правда, из-за падающего рубля дополнительная конкуренция российским операторам вряд ли нужна. Но уровень прибыльности, который они сохраняют, позволяет надеяться на их достаточную живучесть.

Интересно было заметить и то, что в Tele2 по-сути повторяют последние шаги Билайна с некоторым дисконтом (вполне уместным). Я про пакетирование услуг, как вы поняли. Здесь опять же, не поспоришь, действие правильное - пример США заразителен. Нужно повышать ARPU, иначе будет не на что перевооружаться на новые технологии. Да и в области прозрачности.

++
О компании Tele2
Пресс-релиз компании
++

Билайн запустил сеть LTE в Уфе

Билайн радует очередным расширением сети LTE. На этот раз объявлено о запуске сети LTE в Уфе и селе Иглино.

Сеть запущена в диапазоне частот 2.5-2.7 ГГц с использованием полосы частот 10 МГц, что обеспечивает потенциальные скорости скачивания информации вплоть до примерно 70 Мбит/с. Средние скорости, декларируемые компанией - 10-20 Мбит/с.

Говоря о покрытии, компания сообщает, что ориентировалась на густонаселенные районы, учебные заведения, торговые центры и другие популярные места, где востребован интернет-трафик.

Для Билайн Башкортостан стал 27-м регионом России, где компания предоставляет услуги LTE. В Уфе услугу LTE предоставляют все операторы "большой тройки" - МегаФон с 2012 года, включая бренд Yota, МТС - с апреля 2014 года. Всего в России услуги LTE можно получить в 79 регионах.

++
Телеком-рынок Башкортостана
Билайн в Башкортостане
Все сети LTE в России
Сообщение компании Билайн о запуске сети LTE в Башкортостане
++


Анонсы: Tele2 запускает сеть 3G в С.Петербурге

Сегодня в С.Петербурге состоится встреча топ-менеджеров компании Tele2 с представителями СМИ. Встреча посвящена запуску сети 3G компании в С.Петербурге.

Линки: Первая часть обзора мирового рынка LTE за октбярь 2014 года

Отчет публикуется, как обычно, на сайте Союза ЛТЕ. Заходите глянуть.

МТС сообщает о запуске сети LTE в Ингушетии - 61-й пошёл !

МТС объявила о запуске в коммерческую эксплутацию сети LTE в Ингушетии. По данным компании покрытие есть на части территории городов Магас и Назрань, а также в сельских поселениях Барсуки, Плиево и Орджоникидзе. Судя по информации пресс-релиза, это "лицензионная сеть" в диапазоне 2.5-2.7 ГГц с полосой 10 МГц и доступными скоростями до 75 Мбит/с.

МТС запоздала с выходом на рынок Ингушетии относительно Билайна и МегаФона. Билайн начал оказывать услуги LTE в Ингушетии еще в ноябре 2013 года, МегаФон - с июля 2014 года.

Для МТС - это 61-й регион в России, где компания предоставляет услуги LTE. По числу регионов с услугой LTE МТС практически установила паритет с недавним лидером рынка LTE в России - компанией МегаФон.

++
МТС в Ингушетии
телеком-рынок республики Ингушетия
Все сети LTE в России
пресс-релиз МТС
++

МТС запустил услуги LTE в Южно-Сахалинске - 60-й регион для МТС

По данным компании МТС, сеть FDD LTE запущена в Южно-Сахалинске. Доступные абонентам пиковые скорости - до 75 Мбит/с, что соответствует использованию полосы 10 МГц, которой компания располагает в диапазоне 2.5-2.7 ГГц. Покрытие по данным компании обеспечивается в " густонаселенных районах города, вблизи университетов, больниц, а также в популярных местах досуга и отдыха".

"В будущем" МТС обещает "существенно увеличить территорию доступа сети за счет запуска новых базовых станций в Южно-Сахалинске и его пригороде, а также в городе Корсаков". Карта покрытия LTE на сегодня на сайте МТС отсутствует.

Для МТС - это 60-й регион, где действует собственная сеть компании. Напомню, еще есть (и их число будет расти) запуски в других регионах на базе инфраструктуры сети Билайн. Подробнее об этом, например, здесь. С учетом этого, по показателю "число регионов присутствия с услугой LTE", МТС практически догнала МегаФон, и, вероятно, вскоре начнет лидировать.

В Южно-Сахалинске с мая 2014 года действует сеть LTE Билайн. МегаФон на Сахалине услуги LTE пока не предоставляет, как и мегафоновский бренд yota. Всего в России услуги LTE можно получить в 79 регионах.

++
МТС на Сахалине
телеком-рынок Сахалинской области
Все сети LTE в России
пресс-релиз МТС
++

Конспекты. Александр Поповский. Успех курса на пакетные тарифы

Продолжаю публикации конспектов сегодняшней встречи с топ-менеджментом Билайн (ВымпелКом).
Александр Поповский, вице-президент по корпоративной стратегии и развитию бизнеса "Билайн".



АП: Очевидно, что пользователи смартфонов хотят формат с удобной оплатой за тот комплекс услуг, которым они пользуются. Причем сегодня главным для них является не столько голос, сколько мобильный интернет.

В 3q2014 мы продолжили развивать нашу тарифную линейку ВСЁ! Полный 0 на все телефоны Билайна - это теперь базовая услуга во всех пакетах ВСЁ! Мы также ввели пакет для начинающих пользователей - "Всё за 150" (такие цены в Москве, в ряде регионов он еще дешевле).

Пакетное направление продолжает развиваться очень успешно.  (Об этом в заключение еще пару слов сказал Михаил Слободин).



В B2B сегменте мы тоже взяли в работу эту концепцию. Уже получили некоторое "общественное признание", - J'son & Partners называет наши тарифы линейки "Все для бизнеса" самыми выгодными среди пакетных интегрированных предложений оператора в Московском регионе сразу в трех сегментах бизнес-рынка - LOW, HIGH, VIP.




++
Конспекты:
Вступительное слово Михаила Слободина на встрече по итогам 3q2014 / 9M2014
Андрей Патока о техническом развитии сети Билайн.
Александр Поповский. Смартфон+тариф. Франшиза "ноу хау".
Александр Поповский. Пакетные тарифы.
Итоги 2q2014 Билайн
О компании Билайн
++

Конспекты: Билайн, 3q2014 / 9M2014. Часть 3. Александр Поповский. Смартфон+Тариф и франшиза "ноу хау"

Продолжаю публикации конспектов сегодняшней встречи с топ-менеджментом Билайн (ВымпелКом). Андрей Патока после своего выступления передал слово Александру Поповскому, вице-президенту по корпоративной стратегии и развитию бизнеса "Билайн".



АП: Удобный смартфон - еще одна потребность абонента. В 3q2014 мы представили новую линейку брендированных мобильных устройств, в том числе Билайн Смарт 2, который успешно продавался и продается.  С 1 ноября начались продажи Билайн Таб по 1950 рублей. Все кампании - Билайн Смарт, Билайн Смарт2, Билайн Таб - все дали прекрасные результаты. В частности, 98% акции "смартфон + тарифный план" становятся активными пользователями мобильного интернета. Свыше 60% - это абоненты, которые были абонентами конкурентов, что тоже не может не радовать. Мы продолжаем эти кампании.

АБ: Блестящее возрождение "коробочек Билайн" прошлых лет.



АП: Смарт2 был рекордно успешным продуктом на рынке. Менее, чем за квартал мы продали 200 тысяч этих смартфонов, что позволило аппарату попасть в первые строчки рейтинга GFK. Аналогичные продукты конкурентов далеко отстают.


Франшиза "ноу хау" - это место, где мы даем людям возможность выбора новых, интересных устройств. Прошел почти год с момента, как мы представили эту новую розничную сеть. К настоящему времени проект вышел на заметный масштаб, под брендом работает 105 магазинов. На днях начнется ТВ-кампания по продвижению бренда "ноу хау", Проект демонстрирует ровно те параметры, о которых мы мечтали при его создании. Как с точки зрения сроков развития, так и по составу абонентов. Приходит много абонентов конкурирующих с Билайн компаний.  Хорошо идут продажи контрактов Билайн. Формат удачный, сегодня потребители много покупают в моллах, крупных торговых центрах. Расширяется аудитория пользователей продвинутыми устройтвами, смартфонами, планшетами. Здесь "ноу хау" дает уникальную возможность пообщаться с экспертом, способным помочь пользователю, мечтающему о пользовании новыми технологиями у которого есть барьер начального непонимания. Эксперт поможет преодолеть этот барьер.






++
Конспект вступительного слова Михаила Слободина на встрече по итогам 3q2014 / 9M2014
Конспект выступления Андрея Патока о техническом развитии сети.
Конспект выступления Александра Поповского. Смартфон+тариф. Франшиза "ноу хау".
Итоги 2q2014 Билайн
О компании Билайн
++



Конспекты: Билайн, 3q2014 / 9M2014. Часть 2. Андрей Патока о техническом развитии сети

Гендиректор ВымпелКом Михаил Слободин после краткого вступления передал слово Андрею Патоке, исполнительному вице-президенту по развитию инфраструктуры ВымпелКом в России, Билайн. Предлагаю вашему вниманию конспект выступления. С отдельными моими комментариями.

С начала года в Билайн исходят из предположения, что для того, чтобы получить внимание клиентов, следует предоставить им востребованные и качественные услуги. Первая потребность клиента - быть всегда на связи. Прежде всего востребован "голос", но все большее число клиентов пользуются мобильным интернетом, а для кого-то эта услуга становится основной.

Кроме того, на компанию оказывает воздействие постоянно происходящая научно-техническая революция, которая требует от нее постоянной модернизации существующих решений, их обновление или закупка новых решений.

2014-й год, его первые девять месяцев стали для компании месяцами ударной стройки. В компании ставили перед собой задачу достичь паритета с конкурентами, чего, к сожалению, не было в предыдущие годы. Прежде всего, это паритет по части покрытия для обеспечения голосовой услуги.

С этой целью в Билайн активно строили сеть радиодоступа. В области 2G, т.е. GSM, компания концентрировала усилия по развитию покрытия там, где его еще не было - в основном это населенные пункты с малым числом жителей в регионах, а также развитие связи вдоль магистралей и т.п.

На треть выросло число базовых станций 3G, и это стало мощным фактором улучшения качества услуги мобильной передачи данных. По сравнению с 2013-м годом значительно выросла сеть 4G / LTE, в разы.

АБ: Справедливости ради отмечу, что когда какой-то показатель растет от близких к нулю значений, он предсказуемо может достигать сколь угодно гигантских значений. Так что давайте не поддаваться на магию цифр +1300% выглядит мощно, но объективно у Билайн пока в 2.5 раза меньше регионов с поддержкой LTE, нежели у конкурентов. Тем не менее, доля рынка Билайн в области LTE по числу охваченных регионов или по числу подключенных абонентов, в любом случае в 2014 году выросла в разы.



Что обеспечил рост числа базовых станций?

Во-первых, полный паритет по технологиям с конкурентами. На сегодняшний день в Билайн уверены, что абонент компании может воспользоваться практически тем же набором услуг, как и у других операторов российского рынка и практически везде.

Кроме того, это обеспечило клиентам компании существенное улучшение качества голосовой связи. В компании ставили перед собой задачу улучшения качества голосового сервиса и этого добились.

Разрывы связи всегда вызывают немалую досаду абонентов. В 2014 году существенным образом была снижена доля обрывов голосовых соединений в сети Билайн. До значний менее 1%, т.е. не более 1 разговора из 100 "рвется" в процессе разговора "по вине" сети.

АБ: Это ниже норматива, установленного регуляторикой. Это ниже нормативов, используемых в ряде развитых стран, насколько мне известно. Если заявленные цифры соответствуют реальному положению вещей, то по этому показателю Билайн безусловно не проигрывает российским конкурентам, а в отдельных регионах вполне может претендовать на пальму первенства.


Аналогичная ситуация и с другим базовым показателем качества связи - вырос процент успешных соединений. Его удалось нарастить за год весьма существенно, на четверть! На таком блестящем результате сказалось, как активное развитие сети, так и ее модернизация.

Особо отмечают в Билайн опережение конкурентов по показателю "процент успешных соединений в сети 3G". Кстати, это свидетельствует и о том, что те абоненты, которые пользуются современными устройствами связи - смартфонами с поддержкой 3G, получают услуги с более высоким качеством.


АБ: Еще раз подчеркну - по данным показателям сеть Билайн на уровне лучших в мире сетей. Во-многих странах считают, что обеспечивать столь высокие значения перечисленных показателей вовсе не обязательно. Не раз в этом убеждался на собственном опыте. 

Андрей Патока напомнил о результатах исследования качества голосовых услуг в Москве и области. Компания DMTel по результатам тестов в августе 2014 года признала сеть Билайн в Московском регионе лучшей по данным многочисленных измерений по целому ряду показателей. Начиная с середины 2014 года были и другие обзоры, где Билайн отмечался, как компания с лучшим качеством голосовых услуг.



(АБ: Смотрите, например, 2014.11.10 «Билайн» признан лучшим по качеству голосовой связи в Московском регионе ; 2014.03.04 DMTel измерил качество мобильного ШПД Билайн в С.Петербурге ) 

Идет активное внедрение новых технологий на сети компании. Меняется даже обычная голосовая связь. С начала 2014 года в Билайне решили, что раз уж обеспечено качественное покрытие 3G, следует внедрять и услугу HD Voice (АБ: по ссылке - подробнее об услуге). Эту услугу часто называют "голос с эффектом присутствия".  Услуга, позволяющая клиентам общаться друг с другом с повышенным качеством передачи речи, на сегодняшний день внедрена на сети Билайн уже на территории 39 российских регионов, до конца 2014 года планируется расширить ее действие еще на 4 региона. Услуга HD Voice доступна 29,7 млн клиентов, которые находятся в зоне ее действия при условии, конечно, что они пользуются смартфоном с поддержкой HD Voice, как и их "визави" - человек, с которым они общаются.

У тех, кто уже пользуется этой услугой, безусловно, не может не меняться восприятие качества предоставленной услуги связи, так что здесь новые технологии напрямую влияют на лояльность клиентов.

АБ: Здесь Билайн безусловно в тренде. В мире уже более 100 операторов запустили поддержку HD Voice на сети 3G. 





Сотовая связь потому и называется мобильной, что она с нами везде. В Билайн считают важным предоставление услуги даже там, где предоставлять ее сложно, прежде всего, это касается связи в метро и на транспорте в целом. Большую часть времени клиенты компании проводят дома и на работе. Мобильность связи для всех нас особенно нужна, когда мы в дороге. В Билайн говорят о приоритетном развитии сети и улучшении качества ее работы в метрополитене в Москве. И если говорить о достижениях последнего квартала, то в С.Петербурге обеспечен апгрейд сети 3G с тем, что теперь она в режиме DC-HSPA+ обеспечивает пиковые скорости вплоть до 42 Мбит/с.

АБ: Справедливо отметить, что в С.Петербурге реальные пиковые значения скоростей определяются не радиоинтерфейсом, который действительно способен обеспечивать 42 Мбит/с, а транспортом - на базы в подземке завязаны каналы с пропускной способностью не выше 30 Мбит/с. Звучит все равно неплохо, но не будем забывать, что этот ресурс как правило делится между многими абонентами. Кстати, рекомендую подборку информации по теме "связь в метро".  В общем, дело очень полезное в отличие от неудобного Wi-Fi в метро. Хочется от Билайн, чтобы компания во-первых "закопала" в метро не только 3G, но и LTE, а во-вторых обеспечила бы поддержку мобильного интернета не только на станциях, но и в перегонах между ними. Это действительно востребованная услуга, хороший генератор трафика и соответствующих доходов для компании. Приятно было слышать, что Андрей Патока говорил о принципиальном изменении отношения к связи и мобильному ШПД в метро - это направление в Билайн наконец-то признали одним из стратегических. Кстати, в метро С.Петербурга сейчас услуги 3G Билайн предоставляет бесплатно - в ознакомительных целях. Хороший повод оценить качество? 






Андрей Патока отмечает некоторые трудности над которыми в компании работают. Прежде всего, речь о надежности предоставления услуг. По мере развития сети усложняется ее топология. Соответственно растут требования по обеспечнию устойчивости. Влияние оказывает множество факторов, как индустриального, так и естественного характера. Сейчас приближается зима, а вместе с ней и неблагоприятные климатические факторы для оказания услуг. В компании работают над повышением надежности, снижением аварийности сети.

АБ: Очень важный фактор. Сегодня, когда от мобильной связи часто зависит много в жизни чуть не каждого абонента, когда она связана не только с возможностью "оставаться на связи", но и доступ к рабочим документам, банковскому счету и мобильному кошельку, иногда к системам обеспечения безопасности и т.п. любые аварии на сети связи, даже если они не превышают нескольких минут, или, что хуже, часов, воспринимаются абонентами весьма болезненно и портят репутацию (и карму!) компании на годы. Как постоянный пользователь фиксированным интернет-доступом от Билайн отмечу - в 2014 году услуга не стала идеально надежной, но число сбоев и их продолжительность существенно уменьшилось. Усилия компании привели к вполне заметным результатам. На мобильной сети это также актуально, поэтому нужно продолжать работы, направленные на повышение безаварийности сети, причем комплексно, по всем выявленным "аварийноопасным" направлениям.


АП: Если совсем недавно потребность абонента в мобильном интернете можно было упрощенно свести к тому, что "он должен быть", то теперь наличия интернет-доступа еще недостаточно для клиентов, многие из них хотят пользоваться мобильным интернетом с достаточно высокой скоростью.

АБ: Я бы не переоценивал эти "хотелки". Платежеспособного спроса за ними, как правило нет, поэтому в мире практически нет примеров тарификации, зависящей от достижимых пиковых скоростей. (Вечных экспериментаторов типа Yota считать не буду). Тем не менее, сравнительно искушенные абоненты конечно, будут стремиться при прочих равных выбирать оператора с более высокими средними скоростями доступа к сети. Пиковые скорости, как правило, "ниочем". 




Андрей Патока отмечает, что по итогам 9M2014 в Билайн удалось достичь существенного роста средной скорости мобильного доступа - до более 3 Мбит/с.

АБ: Обратите внимание - несмотря на резкий рост числа базовых станций, скорость в последние два квартала выросла незначительно. Это результирующая двух противонаправленных трендов. С одной стороны компания инвестирует в развитие сети, что должно наращивать средние скорости, с другой стороны растет число пользователей мобильным интернетом и вдобавок объем потребления трафика этими пользователями, что негативно сказывается на доступных средних скоростях. Есть мнение, что если не вкладывать в развитие сети достаточно много, то несмотря на все усилия, средняя скорость может не расти, а падать, что по-моему наглядно демонстрирует московская сеть МегаФон в 2014 году. Впрочем, возможно это субъективный вывод, основанный на моем личном опыте и отзывах некоторых моих знакомых.

В случае с Билайн важно отметить - 3 Мбит/с  - это тот уровень скорости, начиная с которого комфортно смотреть на мобильной устройстве видеостримы, картинка редко не "морозится" в процессе просмотра. Да и ряд других приложений при таких средних скоростях работают комфортно. 




Сети LTE обеспечивают дальнейший рост средних скоростей, доступных клиентам.

АБ: Что еще более важно, активное строительство сетей LTE обеспечивает более высокую пропускную способность сетей. Благодаря этому оператор может качественно обслужить все большее число клиентов. Если бы не строились сети LTE, то уже сейчас средние скорости в сетях 3G, возможно, были бы около нуля из-за перегрузок. 

Немало абонентов уже успели оценить что такое LTE, росту спроса на эту услугу способствует и политика производителей вендоров, которые расширяют выбор устройств с поддержкой LTE и постоянно снижают нижнюю ценовую планку на такие устройства. Заметен существенный рост числа активных пользователей услугой LTE, за три квартала их число выросло в 15 раз.  То же касается и трафика в этих сетях, он быстро растет.

АБ: К сожалению, Билайн не озвучивает абсолютное число активных абонентов, пользующихся LTE на регулярной основе. Предполагаю, что их все еще меньше 1 млн.



Андрей Патока говорит о продолжении развития сети LTE. За прошедший квартал компания пришла с LTE еще в 6 российских регионов, а их общее число по итогам квартала достигло 25.

АБ: Это намного лучше, чем было годом ранее. В несколько раз больше регионов. Но по данному показателю до паритета с конкурентами по числу регионов с LTE Билайну еще далеко. Список "Все сети LTE в России" можно смотреть по ссылке. Хочется верить, что моя догадка верна, что позволит Билайну ускориться и довести показатель охвата регионов услугой LTE до каких-то более высоких значений уже в ближайшие кварталы.





Парируя возможные упреки в небольшом числе регионов с LTE Андрей Патока специально отметил, что само по себе "число регионов - не самоцель", что уже сейчас компания обеспечила покрытие территорий, где находится 65% всех устройств, которые можно использовать для пользования сетью LTE.

АБ: Существенный аргумент, но небесспорный. Не буду на нем останавливаться, в силу очевидности возможных возражений. Можно и проще - нужен паритет с конкурентами и здесь.

Московский рынок в Билайн позиционируют как самый важный, поскольку здесь самое высокое проникновение устройств с поддержкой LTE у пользователей. В компании довольны достигнутыми результатами, говорят об уникальности ситуации. Благодаря использованию полосы в диапазоне 800 МГц, Билайн добился покрытия с охватом 95-98% населения Москвы, Важно отметить, что и внутри помещений покрытие очень хорошее.

АБ: Как пользователь нескольких устройств с поддержкой LTE соглашусь, что сеть Билайн обеспечивает хорошее проникновение и как правило удается пользоваться мобильным интернетом компании там, где он мне бывает нужен.

Дальнейшее развитие будет определяться появлением на рынке устройств, которые поддерживают агрегацию, т.е. позволяют собирать из частот разных диапазонов полосу, позволяющую обеспечивать более высокие скорости в сети оператора.  (АБ: подробнее об агрегации частот). Андрей Патока напомнил, что Билайн первым в России организовал агрегацию несмежных частот в сети LTE и первым представил абонентам смартфон, обеспечивающий возможность пользоваться сетью с агрегацией частот. Благодаря этому абонентам в Москве доступны скорости доступа до 100 Мбит/с.



Андрей Патока напомнил о действующей сейчас уникальной акции для пользователей тарифов с включенным интернет-трафиком или опциями (ВСЁ, Хайвей и другими). "Задармо..." Можно бесплатно оценить качество LTE-услуги Билайн. В Билайн ожидают от акции подключения новых пользователей, которые после сравнения качества услуг в прежней сети и в сети Билайн, сменят провайдера.



Чтобы абонентам было комфортно пользоваться услугами Билайн, прежде всего, смотреть мобильное видео, мы ввели в эксплуатацию функционал "динамическая оптимизация видео". Благодаря поддержке этого функционала снижается, иногда до 0, число моментов, когда из-за неравномерности радиоусловий в обычной сети показ видео прерывается. До конца ноября 2014 года в Биланй намерены реализовать поддержку этого сервиса во всех регионах.




Фиксированный интернет - еще одна составляющая бизнеса Билайн. Широкополосный доступ для домашних пользователей. По словам Андрея Патоки, этой услугой в Билайн гордятся. Число пользователей в этой сети постоянно растет, как и качество предоставляемой услуги. В частности, достигнут новый рубеж скорости, доступный для абонентов компании - 365 Мбит/с для клиентов Московского региона.

Билайн также продвигает новые услуги, связанные с ТВ, в частности, пакетные приложения и услуга "возврат эфира" на 48 часов в рамках Билайн ТВ.

АБ: Несколько лет подряд, еще со времен Corbina Telecom, пользуюсь услугой фиксированного ШПД Билайн. В целом доволен, хотя раз в несколько месяцев бывают кратковременные отказы в предоставлении услуги, как правило, не превышающие нескольких минут или нескольких десятков минут. Года два тому назад уже задумывался о переходе к другому провайдеру. В какой-то момент стал заметен тренд на сокращение числа дискомфортных ситуацией. Месяцами их не бывает. Иногда падает скорость скачивания до значений ниже "гарантированных", но это было заметно на тарифе со скоростями 15 Мбит/с, на 30 Мбит/с уже, как правило, снижений скорости не замечаю. В квартире несколько пользователей. Всем пока хватает. Так что этой услугой Билайн я удовлетворен вполне. Но это не "мнение аналитика", а просто частный опыт одного из множества пользователей.



++
Конспект вступительного слова Михаила Слободина на встрече по итогам 3q2014 / 9M2014
Конспект выступления Александра Поповского по итогам 3q2014 (еще не готов)
О компании Билайн
++

Конспекты: Российский Билайн отчитался за 3q2014 / 9M2014. Михаил Слободин, часть 1

В рамках раскрытия информации по итогам 3q2014 и 9M2014 руководство российского бизнеса Vimpelcom провело сегодня встречу с представителями СМИ. Спешу поделиться информацией - что было сказано. Некоторые заявления компании буду комментировать. 

Встречу традиционно открыл Михаил Слободин, генеральный директор ОАО "ВымпелКом".


Михаил Слободин напомнил "самое главное" - то, что в начале 2014 года компания начала серьезную перезагрузку отношений с клиентами, изменение подходов к тому, как компания зарабатывает деньги.

Руководство компании принимало решения безусловно понимая, что в первые несколько кварталов будет не просто. Например, из-за заведомого отказа от части выручки. Понятно, что предпринятые меры вызвали огромные напряжения внутри компании, приходилось, что называется, "на ходу" менять процедуры и процессы, людей и культуру, методы и средства. Нельзя сказать, что "перестройка" уже завершилась, некоторые процессы будут продолжаться еще достаточно длительное время. У нас большая организация, многие представления о том, "что такое хорошо и что такое плохо" успели сложиться и в осуществлении изменений фактор времени играет не последнее значение.

Важно отметить, что наша основная концепция остается неизменной - вместе с клиентами мы ищем стратегию, предусматривающую выигрыш для обеих сторон. Рано говорить о реализации стратегии, но предварительные результаты от ее внедрения мы наблюдаем уже сегодня. Пульс компании бьется ровно, что называется, жизнь налаживается. 3-й квартал в области "клиентской истории" выглядит неплохо.

Билайн продолжает работать по "Белой книге" клиентов. Напомню, это пополняемый внутренний документ Билайн, куда записывается все, что в компании хотели бы сделать для того, чтобы добиться основной цели компании. Цель - стать лучшим в "большой тройке" оператором по показателю NPS (Net Promoter Score), по удовлетворенности клиента услугами компании! В соответствии с "Белой книгой" Билайн теперь строит свой бизнес.



Основной потребностью клиентов компании Билайн является возможность оставаться на связи в любое время и практически в любом месте, а также иметь доступ к мобильному интернету. Те результаты бизнеса, которые сегодня представляет Билайн - прямо зависят от того, что у клиентов есть такие потребности, а мы их помогает реализовать.



Михаил Слободин после этого краткого вступления передал слово Андрею Патоке, исполнительному вице-президенту по развитию инфраструктуры ВымпелКом в России, Билайн. 

Приведу ключевые показатели компании "ВымпелКом" по России



++
О компании Билайн
++





Билайн запустил сеть LTE в Пензенской области - 26-й регион

10 ноября 2014 года Билайн объявил о запуске в коммерческую эксплуатацию сети LTE в Пензенской области - в городе Пенза. Сеть развернута на базе решения Nokia Networks в диапазоне 2.5-2.7 ГГц с использованием полосы 10 МГц, что обеспечивает потенциальные пиковые скорости около 70 Мбит/с, при этом средние скорости оператор заявляет на уровне 10-20 Мбит/с. О полном охвате территории города не говорится, упомянуты крупные торговые комплексы, социальные объекты и "популярные места отдыха", а также территории с большим интернет-трафиком.


Покупателям предложены акции, например, возможность приобрести смартфон Alcatel OneTouch Idol 2 Mini S с поддержкой LTE по цене 6990 с тремя месяцами безлимитного интернета в подарок.

Для Билайн - это 26-й регион, где компания предоставляет услуги на базе собственной сети LTE в России, где услугу LTE можно получить в 79 регионах. В ближайшее время можно ожидать рост числа регионов, связанных с началом предоставления услуг LTE на базе сети МТС (подробнее об этом здесь).

В Пензенской области с ноября 2012 года предоставляет услуги LTE также МегаФон. МТС планирует выйти в Пензу с услугами LTE до конца 2014 года, не исключено, что для этого будет использоваться радиоподсистема сети Билайн.

++
Краткая справка о телеком-рынке Пензенской области
Билайн в Пензенской области
Все сети LTE в России
++

Билайн запустил сеть LTE в Оренбургской области - 25 регионов с LTE


10 ноября 2014 года Билайн объявил о запуске в коммерческую эксплуатацию сетей LTE в Оренбургской области. Услуги предоставляются в Оренбурге, Орске и близлежащих к Оренбургу населенных пунктах (п.Весенний, п.Куйбышева, с. Нежинка, п.Павловка, п.Пригородный, п.Ростоши, п.Солнечный).

Сеть развернута на базе решения Nokia Networks в диапазоне 2.5-2.7 ГГц с использованием полосы 10 МГц, что обеспечивает потенциальные пиковые скорости около 70 Мбит/с, при этом средние скорости оператор заявляет на уровне 10-20 Мбит/с. О полном охвате территории не говорится, упомянуты крупные торговые комплексы, социальные объекты и "популярные места отдыха", а также территории с большим интернет-трафиком.

Покупателям предложены акции, например, возможность приобрести смартфон Alcatel OneTouch Idol 2 Mini S с поддержкой LTE по цене 6990 с тремя месяцами безлимитного интернета в подарок. Или модем LTE за 1190 рублей с включенными 100 ГБ трафика в первый месяц.

Для Билайн - это 25-й регион, где компания предоставляет услуги на базе собственной сети LTE в России, где услугу LTE можно получить в 79 регионах. В ближайшее время можно ожидать рост числа регионов, связанных с началом предоставления услуг LTE на базе сети МТС (подробнее об этом здесь).

В Оренбургской области с ноября 2012 года предоставляет услуги LTE также МегаФон. Есть возможность подключения к мегафоновскому бренду Yota. МТС планирует выйти в Оренбург с услугами LTE до конца 2014 года, не исключено, что для этого будет использоваться радиоподсистема сети Билайн.

++
Краткая справка о телеком-рынке Оренбургской области
Билайн в Оренбургской области
Все сети LTE в России
++

Связной заберут за долги?

Хотелось бы высказаться по публикации КоммерсантЪ, 2014.11.11

Ситуация с резким ростом курса иностранной валюты всегда приводит к краху низкомаржинальных бизнесов. А российская, так называемая "независимая розница" всегда была низкомаржинальной. В этом плане меня не удивляет сообщение о том, что Связной может уйти кредиторам из-за дефолта по кредитам. Как и овученный размер задолженности в $560 млн, сравнимой со стоимостью бизнеса "Связной".

Удивляет, что оказывается и "Сявзной банк" не лучше, доля просроченных кредитов в его розничном портфеле достигла 25%! Похоже, что кредиты раздавали всем желающим, даже не задумываясь о том, как их будут возвращать.

Один раз Ноготкову удалось выйти из сложной ситуации с его бизнесом, сейчас это вряд ли окажется возможным.

Tele2 сообщает о росте числа торговых точек, где можно подключиться к сети оператора, до 23 тысяч

В качестве ключевого канала продаж Tele2 называет монобрендовую сеть - на нее по данным компании пришлось 44% всех подключений за 9 месяцев 2014 года. До конца 2014 года Tele2 планирует нарастить число супермаркетов мобильной связи до 650, а в 2015 году удвоить их количество. Общее число монобрендовых салонов, фирменных модулей и мобильных стоек на конец 9М2014 составило более 1500.

За 9М2014 наибольшим спросом в салонах Tele2 пользовались смартфоны в ценовой категории до 4 тысяч рублей и мобильные телефоны стоимостью до 1700 рублей от Explay, Nokia и Samsung. Доля смартфонов, хотя и растет, но пока не превышает 25% проданных устройств. По оценкам Связного в российской рознице продажи смартфонов сейчас составляют порядка 60%.

Активно росло число SIM-карт, реализованных через интернет-магазин Tele2 shop.tele2.ru - на 44% по итогам 9М2014 год к году.

Эксперимент с почтовыми отделениями и другими альтеративными каналами компания продолжает. Сообщается, что на 4% выросло число отделений "Почты России", где продаются комплекты для подключения к сети Tele2. Объем подключений через агентство Роспечать, розницу Аргументы и Факты, магазины сети Эльдорадо за 9М2014 год к году не изменился.

В компании есть стратегия увеличения результативности торговых точек, в частности планируется внедрить специальный программный продукт, который позволит автоматизировать и стандартизовать розничную торговлю. Также планируется развитие сотрудничества с ключевыми игроками различных сегментов рынка.

++
О компании Tele2
Рынок мобильного ритейла России
Розница
Пресс-релиз компании Tele2
++

МегаФон подключил к LTE-роумингу Чехию

Чехия стала 22-й страной с поддержкой роуминга LTE в мире, провайдером услуги выступит Vodafone Czech Republic a.s. По показателю "число стран в роуминге LTE" МегаФон отстает о компании МТС, которая обеспечивала роуминг LTE в 24-странах еще на 1 сентября 2014 года.

++
Роуминг в сетях LTE
Подробнее о компании МегаФон
Пресс-релиз компании МегаФон
++

МегаФон сообщает о росте трафика в сетях LTE компании в Нижегородской области

В частности, по данным компании, ежедневно пользователи скачивают около 3.6 ТБ информации (возможно это суммарно с учетом сети 3G и 2G). Средняя скорость, опять же по утверждению компании, составляет 20 Мбит/с.

Покрытие LTE МегаФон есть в Нижнем Новгороде, Дзержинске, Арзамасе, Кстово и в городе Бор.

МегаФон работает в Нижегородской области с апреля 2013 года. С июля 2014 года на рынок области с услугами LTE пришел МТС. Билайн с выходом на рынок Нижнего запаздывает, ссылаясь на проблемы с частотами.

++
Телеком-рынок Нижегородской области
МегаФон на рынке Нижнего Новгорода
Все сети LTE в России
Пресс-релиз компании МегаФон
++

Шеринг инфраструктуры Билайн и МТС? В России наконец-то научились считать деньги?

О происходящем сейчас стоило бы сообщить еще летом, когда появились первые признаки информации по теме. С тех пор факты копились, но компании хранили упрямое молчание. Нет подтверждений справедливости данной информации от них и сейчас, я говорю про пиар-службы МТС и Билайн, так что вы можете относиться к данной информации, как к слухам и догадкам.

По-моему, все факты указывают на то, что совершается "большой прорыв". Извечные конкуренты МТС и Билайн перед лицом мягко говоря не совсем рыночной конкуренции со стороны МегаФона пошли на тот или иной формат объединения усилий. 

Я не знаю, идет ли речь о MVNO, или "дружба" операторов оформлена в каком-то ином формате. Это все предстоит выяснять. А что уже можно заметить? Об этом и расскажу.

1. Первый факт заключается в том, что когда Билайн заявлял планы запусков LTE в регионах до 15 февраля 2015 года, этот список показался мне достаточно странным. В нем "не хватало" ряда важных регионов, а планов по ним оператор не озвучивал.

2. Мои коллеги с мест - читатели блога, знакомые журналисты и другие все чаще сообщают мне о том, что в ряде случаев в том или ином регионе (из числа "выпавших" в анонсах) началось предоставление услуг LTE компанией Билайн или МТС при том, что данная компания не была замечена не в строительстве, не в тестировании собственной инфраструктуры LTE в данном регионе. Т.е. скорее всего, речь идет о подписании взаимных договоров на MVNO, что в России, вероятно, позволяет юридически "чисто" реализовать идею совместного строительства и эксплуатации сетей LTE. 

Где уже прошли запуски, которые компании почему-то не считают необходимым широко анонсировать, где-то эти запуски только готовят, наращивая число передатчиков на сектор. Приведу только несколько примеров:

МТС на базе сети Билайн
  1. начала оказывать услуги LTE в Чебоксарах и Новочебоксарске, Чувашия в октябре 2014 года.
  2. начала оказывать услуги LTE в Калининграде в ноябре 2014 года 
  3. готовится к началу оказания услуг LTE в Кемеровской области
  4. на Сахалине
Билайн на базе сети МТС
  1. готовится к предоставлению услуг LTE в Красноярском крае
  2. в Хабаровске
  3. в Иркутске и Братске 
  4. в Йошкар-Ола, Марий Эл
Безусловно этот список шире. И если вы знаете, какие еще регионы стоит в него включить, буду рад получить от вас подсказку по любому из каналов - почтой, в комменте и т.п. Прошу помечать, желаете ли вы остаться анонимом или, напротив, хотели бы, чтобы я сослался на вас, как на источник информации.

Как мне представляется, операторы уже "разделили" регионы на те, где Билайн будет работать на базе сети МТС, где МТС будет работать на Билайн и где оба оператора продолжат работать, как ранее - строя сети самостоятельно, как в Москве и множестве других регионов. Всего регионов, где МТС и Билайн будут работать методом "перекрестного опыления" в России наберется 30, еще 23 региона предстоит выявить.

Зачем все это и как это скажется на абонентах?

Все участники процесса выиграют или не проиграют. Операторы смогут построить сети намного быстрее, т.к. оборудование по-сути размещается на уже согласованных и готовых площадках с заведенным на них транспортом. Сократятся и операционные издержки. Это здорово! Абонентов должно радовать то, что они раньше получат услуги в том регионе, где без этого LTE пришло бы намного позднее или было бы намного более "дырявым" в плане покрытия. За пропускную способность опасаться не стоит - каждый оператор продолжит использовать свои частоты. (В перспективе хорошо бы их объединить в единый пул, что позволит поднять скорости до 150 Мбит/с для абонентов, как Билайн, так и МТС в регионах, где сети "совместные").

В общем, если я прав, то реализовалась моя давняя идея, которую я не уставал высказывать некоторым специалистам. Разумеется, это далеко не только моя идея и не факт, что я как-то повлиял на принятие соответствующего решения. До какой-то степени шеринг инфраструктуры LTE это современный тренд. Но я безусловно рад, что эта идея начала реализовываться в России. Один минус, вероятно, это слегка негативно скажется на рыночной стоимости компании МегаФон. Впрочем, об этом пусть переживают ее акционеры.

Агрегация частот: МТС проверил LTE-A CA b3+b7 в Приморском крае

МТС во Владивостоке провела успешное тестирование функционала Carrier Aggregation (агрегации частот) b3+b7 (1800 МГц и 2.5-2.7 ГГц) на базе решения Huawei. Агрегировались полосы 5 МГц и 10 МГц, что позволило поднять потенциальные пиковые скорости в сети до значений около 110 Мбит/с. В качестве абонентских устройств использовались модемы Huawei. В сентябре 2014 года МТС уже тестировала этот режим работы сети в Уфе, Башкортостан (агрегировалось 20+10 МГц).

Если в МТС решат вводить поддержку агрегации b3+b7 в коммерческую эксплуатацию, абонентам потребуются устройства с поддержкой LTE-A CA Cat.6 - неполный список таких устройств приведен, например, здесь.

В мире агрегация полос b3+b7 используется в ряде стран, в частности, в Сингапуре и Испании. Также в октябре проведено тестирование в Гонконге, Австрии и Австралии. В целом запуск поддержки LTE-A CA - на сегодня самый актуальный тренд для операторов LTE во всем мире. Будем надеяться, что МТС вскоре перейдет от тестов CA к коммерческой эксплуатации, как это делают в Москве Билайн и МегаФон (агрегируют полосы в других диапазонах).

++
агрегация частот в сетях LTE-A
телеком-рынок Приморского края
МТС в Приморском крае
Абонентские устройства с поддержкой LTE-A Cat.6
все сети LTE в России
пресс-релиз МТС по данной теме - источник
++
Подписывайтесь на мой Youtube-канал

и на мой Telegram-канал

MForum.ru: Новинки

MForum.ru - Бизнес

Сообщество 4G

Популярные сообщения