Почему падает качество услуг в сетях мобильного ШПД, и чего ждать дальше?

Многие пользователи услугой мобильного ШПД, например, в Москве отмечают заметное снижение качества услуги / качества пользовательского опыта. Есть и другие города, где ситуация аналогичная. Каждый может оценить свой личный опыт - улучшается или ухудшается качество услуги в их городе.

А я хочу пару слов сказать о причинах данного явления.

Часто можно слышать, что потребители пытаются объяснить ухудшение качества услуги тем, что оператор якобы "забил на развитие сети". Разумеется, это "городская легенда". Операторы практически ежегодно вкладывают существенные средства в развитие своих сетей в том числе там, где они уже работают. Москвы это, безусловно, касается. Причем, если говорить о сетях 3G / LTE, то деньги инвестируют, как в наращивание емкости сети (добавляют дополнительные передатчики, где это необходимо; ставят новые базы там, где были мертвые точки или где рядом находится перегруженная базовая станция), так и в наращивание покрытия, повышая тем самым охват населения.

Как вы наверняка догадываетесь, в результате качество услуг должно улучшаться, а не ухудшаться. Почему же наблюдаемая картина для многих ровно противоположная, несмотря на непрерывные отчеты операторов о проделанной работе по улучшению качества сетей?

Потому, что итоговый результат получается в результате суммирования ряда разнонаправленных векторов. Один из них мы уже обсудили. Чем больше оператор инвестирует в сеть, тем лучше должны "отгружаться" услуги для пользователей. Это хороший, позитивный вектор.

К сожалению, есть и другие вектора, формирующие итоговое направление дрейфа качества услуг оператора.

Один из основных - рост числа владельцев смартфонов. Проникновение смартфонов далеко от насыщения, а рост этого проникновения идет достаточно высокими темпами. На выходе наблюдаем рост числа пользователей мобильным ШПД. Это неминуемо ведет к росту суммарного потребления трафика мобильного ШПД абонентами мобильной связи, т.е. повышению нагрузки на сеть оператора. А это, в свою очередь, снижает качество предоставляемых услуг, т.к. ограниченный ресурс сети делится все на большее число пользователей.

Вторая существенная причина негативных изменений - рост среднего потребления трафика на абонента. По мере роста разрешения экранов мобильных устройств, разнообразия и числа мобильных приложений, по мере освоения абонентами возможностей своих устройств, формирования привычки использования мобильного интернета в целом, просмотра видео и социальных сетей, в частности, растет и потребляемый "на абонента" трафик.

Таким образом, два этих вектора - рост проникновения смартфонов (рост числа пользователей мобильным ШПД), и рост потребления мобильного трафика на абонента следует складывать. Хотя иногда кажется, что нужно не складывать, а перемножать :).

Соответственно, имеем разнонаправленные вектора - один, как результат усилий оператора по улучшению сети и качества оказываемых услуг, два других - рост потребления трафика из-за роста числа абонентов, использующих ШПД, и рост потребления трафика на абонента. Складывая эти вектора получаем итоговый вектор, который может быть направлен в сторону улучшения качества услуг, например, если оператор ударно инвестировал в "железо" и его настройку, либо в сторону ухудшения качества услуг, если превалировали факторы, связанные с ростом проникновения смартфонов и потребления трафика.

На практике наблюдаем то, что наблюдаем - снижение качества услуг.

Можно ли с этим что-то сделать?

Теоретически выход прост - операторам следует инвестировать больше в развитие сетей. На практике это не вариант. Операторы у нас не хотят строить сети, залезая для этого в долги. Они предпочитают реинвестировать в строительство часть дохода от уже построенных сетей предыдущих поколений. Такми образом, здесь ждать ускорения не приходится. Напротив, в условиях, когда оператор получает рублевый доход, а оборудование закупает за валюту, ничего, кроме замедления скорости развития сети ожидать не стоит. Не менее ясно и то, что качество услуг с высокой вероятностью будет ухудшаться и далее, причем вполне заметно. Настраивайтесь на такой сценарий.

Можно ли что-то придумать для изменения ситуации?

Теоретически можно сменить модель инвестирования в бизнес. Скажем, вначале занимать деньги и строить сразу мощную сеть с охватом более 90% населения. Нет, в условиях современной России никто не будет превращать оператора сотовой связи из "насоса" для денег, каким он по-сути является для его владельцев, в рискованную инвестицию с неизвестными сроками их возврата.

Другая аальтернатива - поднять цены на услуги, которые в России низкие. Как это скажется на доходах оператора предсказать сложно, вначале может быть просадка из-за отказа от услуг части пользователей. И в целом не так быстро будет расти потребление данных. Если доходы в итоге вырастут, оператор сможет больше инвестировать в развитие инфраструктуры. В итоге на выходе те, кому пользование мобильным ШПД окажется по-карману, будут получать услугу с высоким качеством.

Вроде бы разумный подход, но что-то подсказывает мне, что на конкурентном в целом рынке России этот подход внедрить сложно. Факторов сразу два - конкуренция и общая бедность населения, просто не готового платить больше за мобильный ШПД.

Тупик?

Так что общий прогноз у меня такой - скорее всего, ситуация с качеством услуг мобильного ШПД в России в ближайшие годы улучшаться не будет, напротив, она еще ухудшится.  Так что не ругайте своего провайдера и наслаждайтесь сегодняшним днем, дальше может стать еще хуже.

Подписывайтесь на мой Youtube-канал

и на мой Telegram-канал

MForum.ru: Новинки

MForum.ru - Бизнес

Сообщество 4G

Популярные сообщения