"Большая четверка" окончательно сформирована. Tele2 выходит на старт


На днях Tele2 сообщала о закрытии второго этапа сделки. На этом завершены в основном юридические формальности по созданию четвертого федерального оператора мобильной сотовой связи и ШПД.

В рамках сделки оператор прирос лицензиями, записанными на ЗАО "РТ-Мобайл", в частности, федеральной лицензией LTE. Компания сможет предоставлять услуги связи более, чем в 60 регионах России.

Совсем скоро мы начнем слышать о запусках сетей 3G и LTE в новых регионах, а сейчас компания к этому интенсивно готовится - переводит полученные от Ростелекома активы на единые бизнес-процессы с общей структурой. Это касается Скай Линк, НСС, Байкалвесткома, БИТ, Волгоград GSM, Енисейтелеком и АКОС. В частности, планируется ребрендинг этих компаний.

Напомню "географию" работы обновленного оператора.



Сейчас самое время высказать прогнозы в отношении того, что может ожидать компанию Tele2 Россия в ближайшем будущем и почему. В частности, какие факторы могут обещать компании неплохую динамику развития.

Прежде всего, следует помнить, что Tele2 не будет "рядовым участником" формируемой "большой четверки" российских федеральных операторов. Это особенный участник, который намерен придерживаться идеологии дискаунтера. Даже если не верить заявлениям новых акционеров, которые высказывались в пользу сохранения данной модели уже несколько раз, есть более весомые тому подтверждения. Прежде всего, сохранение самых низких цен на услуги связи. Пруфлинк.

Кроме того опубликованные планы компании по росту выручки (около 200 млрд рублей к 2018 году!) и абонбазы сложно было бы выполнить в роли типового участника Б4 без опоры на ценовой разрыв. Позиция дискаунтера призвана обеспечивать рост таких показателей, как доля рынка и доходность. Если при сохранении роста этих показателей компании удается обеспечивать еще и высокую рентабельность (39,1% маржи OIBDA по итогам 1q2014), так это лишь показывает, что «шведская модель» продолжает успешно эксплуатироваться в компании. В понятие "шведская модель" я включаю и высокое число подключений на сотрудника, и снижение уровня операционных затрат, всё это залог возможности поддержания ценового разрыва с предложениями конкурентов. 

Может ли расти выручка Tele2? 

В 2013 году компания смогла заработать порядка 65 млрд рублей. Эти деньги удалось получить в 42 регионах, где действовал бизнес Tele2 на конец 2012 года, включая несколько регионов, которые запускались лишь в конце 2012 года. К этим 65 млрд рублей можно добавить львиную долю от тех 35 млрд, которые показывал сотовый бизнес РТК. Округленно – 100 млрд рублей. Уже неплохо для старта!

Какие еще есть возможности для Tele2 нарастить доходы? 

Можно говорить о нескольких вариантах, одним из которых является столь беспроигрышный, как географическая экспансия. Если у Б3 этой опции уже нет, то у Tele2 после интеграции сотового бизнеса Ростелекома добавилось около 20 новых регионов, где нет бизнеса Tele2 или РТК, но на которые есть лицензии. Если в этих регионах будут построены сети, они будут генерировать дополнительный доход. 

Кроме того, есть  регионы, где сети РТК существуют, но бизнес еще не вполне развит, где есть существенный потенциал его развития в условиях дискаунтинга. Если оператор поведет грамотную экспансионистскую политику в этих регионах, рост доходов вполне предсказуем. 

Задачки непростые, но решаемые при грамотном приложении сил и средств.

Отдельно стоит посмотреть на Москву. Регион, как известно, денежный, «вкусный». Есть за что бороться. Как могут развиваться события теперь, после получения лицензий? Tele2 стартует в Москве и поначалу получит часть рынка менее 10%. При этом доля рынка обязательно и предсказуемо будет возрастать с каждым следующим месяцем – проверено на многих других регионах, куда Tele2 в последние годы выходила, что называется, с нуля. Причем, если раньше Tele2 выходила в новые регионы только с GSM/EDGE, в Москву компания придет как минимум с 3G, в идеале с комбинацией 3G / LTE. Это означает, что компания сможет быстрее наращивать долю рынка, что в Tele2 могут рассчитывать на заметные доходы с первых же недель бизнеса. Этому будет способствовать в том числе высокое проникновение в сети Tele2 смартфонов - в июле компания сообщала об уровне 26%.

Побочный эффект, к которому следует готовиться конкурентам - операторы Б3 несомненно потеряют часть доходов в результате неизбежного снижения цен на сверхрентабельном рынке Москвы. Насколько они готовы к проседанию операционных показателей? Как отреагируют их акционеры? 

А ведь кроме Москвы у компании Tele2 Россия теперь есть возможность строить сети 3G (и LTE) в других «вкусных» регионах, например, в С.Петербурге - здесь я жду запуска 3G от Tele2 еще до конца 2014 года. 

Отдельно упомяну розничные каналы. У компании есть свои каналы - монобренд и фирменные модули числом порядка 1200 по итогам 1q2014, монобренд дает 45% всех подключений. Кроме того, абоненты подключаются через федеральную розницу, причем объем подключений солидно растет, как растут и продажи через 15500 точек альтернативной розницы. И не будем забывать про интернет-магазин - рост продаж симок через него в 1q2014 составил 35% год к году. Всего по итогам 1q2014 симки компании можно приобрести в России через 33 тысячи торговых точек. Этого достаточно для экспансии, поэтому компания намеревается заботиться не об увеличении числа точек, а о результативности их работы. 

Получится ли у компании удвоить свои доходы к 2018 году? 

Не знаю, я не гадалка, тем более, что процесс многофакторный, зависящий, как от действий Tele2 на рынке, так и от других его участников, от регулятора, а в последнее время и от геополитической ситуации. В чем я не сомневаюсь, так этой в том, что есть мощный потенциал роста бизнеса компании, есть соответствующие драйверы этого роста.

Что можно прогнозировать с определенной долей уверенности?

Рискну предположить, что одним из неприятных для инвесторов эффектов может стать снижение маржинальности бизнеса компании. Причина очевидная, Tele2 предстоит гигантская стройка. Нужны миллиардные инвестиции в транспортную сеть, в сети радиодоступа 3G / LTE. 

Здесь есть возможности для маневров. Можно строиться быстро и везде, тогда нужно будет финансово напрячься, привлечь много заемных средств. Деньги дадут, у компании отличный кредитный рейтинг, но подскочат расходы на обслуживание долга. Можно строиться последовательно с использованием реинвестирования доходов, постепенно «откусывая» долю рынка у «большой тройки», тогда маржа вполне может оставаться относительно стабильной. Одним из позитивных для компании факторов будет, например, постепенное снижение дисбаланса входящего и исходящего трафика с операторами Б3 по мере роста доли рынка Tele2 по числу подключений.

Компания подготовилась к федеральной экспансии и на рекламном поле. Всем нам известная Мафия уступит место новому подходу о котором компания подробно рассказала в апреле 2014 года. 
 
Я не знаю, какую из стратегий выберут в Tele2. Но даже если выберут агрессивную, то после достижения паритета в размере абонентских баз, можно будет тянуть показатели маржинальности к паритетным. В перспективе 3-5 лет.
Если выбрать консервативную стратегию развития, то достижение паритета по абонбазе потребует больше времени, но зато компания сможет радовать своих акционеров хорошими операционными показателями.   

Общий вывод - у объединенной Tele2 Россия есть хороший потенциал роста бизнеса и все возможности бороться за достойное место в "большой четверке".

==
О компании Tele2 Россия - подборка информации
==

Завершено создание нового федерального сотового оператора

Пресс-релиз, через MForum.ru, дата: 06.08.2014. Москва – Tele2, альтернативный оператор мобильной связи, и «Ростелеком», национальный оператор связи, объявляют о закрытии второго этапа сделки по интеграции мобильных активов и юридическом завершении создания нового федерального сотового оператора.

В рамках закрытия второго этапа сделки «Ростелеком» внес в капитал создаваемого на базе Tele2 нового федерального сотового оператора 100% акций ЗАО «РТ-Мобайл», который включает широкий набор сотовых лицензий 2G/3G и федеральную 4G-лицензию.

В ходе первого этапа сделки 28 марта 2014 года Tele2 были переданы семь дочерних сотовых компаний «Ростелекома»: «СкайЛинк», «Нижегородская сотовая связь», «Байкалвестком», «БИТ», «Волгоград GSM», «Енисейтелеком» и «АКОС».

Акционерами нового федерального сотового оператора являются группа ВТБ, группа банка «РОССИЯ», страховая группа «СОГАЗ» и структуры Алексея Мордашова, которым принадлежит 55%, и «Ростелеком», владеющий 45%.

После закрытия второго этапа сделки новый федеральный сотовый оператор Tele2 стал оказывать услуги связи в более чем 60 регионах России, получил лицензии 2G/3G во всех федеральных округах и 4G-лицензию на всю территорию России.

В данный момент Tele2 продолжает переводить активы «Ростелекома» на единые бизнес-процессы и приводить их в соответствие с общей организационной структурой. В рамках интеграции запланирован ребрендинг сотовых компаний.

Широкий набор сотовых лицензий сотовый оператор будет использовать для выхода в новые регионы, повышения качества работы сети в действующих регионах, расширения ассортимента услуг, в том числе запуска услуги скоростного мобильного интернета.

Михаил Носков, генеральный директор Tele2:

«Мы стали участниками очень важного события в телекоммуникационной отрасли России – создания нового федерального сотового оператора на базе Tele2. Появление еще одного крупного игрока, действующего в масштабах всей России, серьезно изменит картину рынка: приведет к развитию конкуренции, повышению доступности услуг связи для населения.

Tele2 продолжит работать по уникальной бизнес-модели дискаунтера, доказавшей свою эффективность за десять лет. Стратегия оператора на ближайшие годы предполагает быстрое развитие − строительство новых сетей и модернизацию существующих для формирования полноценного федерального покрытия с полным спектром современных мобильных услуг».

Подписывайтесь на мой Youtube-канал

и на мой Telegram-канал

MForum.ru: Новинки

MForum.ru - Бизнес

Сообщество 4G

Популярные сообщения