Qualcomm, "Наше RF-решение создает основу для появления "всемирных" телефонов LTE"

Интервью с Peter Carson, директором по маркетингу Qualcomm. Вопросы задавал Алексей Бойко, MForum.ru.

AB: 21 февраля 2013 года Qualcomm анонсировал новый чип RF-трансивера - WTR1625L, а также новое RF-решение front end - RF360, которое интегрирует все основные компоненты - универсальный усилитель мощности, переключатель антенны, трекер мощности пакетов, динамический антенный тюнер, а также впервые в отрасли решение объемной упаковки радиосхем - RF POP. Чем так важны эти решения?

Питер Карсон: WTR1625L может работать в любом из 40 диапазонов, которые в настоящее время определены 3GPP для 2G, 3G и 4G. В отношении числа одновременно поддерживаемых диапазонов, мы не раскрываем этот параметр, но речь идет о примерно вдвое большем числе диапазонов, чем могли поддерживать трансиверы ранее.

В современных смартфонах существенную часть внутреннего объема занимает батарея. Кроме того, место занимает антенна, точнее, антенны. Процессор, память, чип обработки графики, модуль камеры. Для радио остается небольшая область в нижнем углу. Обычно там размещают чип радио, а также набор дискретных компонентов. Даже если используемый трансивер способен поддержать одновременно предельно возможное число радиодиапазонов, все равно в типовом случае сделать это не получится, поскольку в корпус не удастся вместить усилитель мощности, переключатель антенн, дуплексоры, малошумящие усилители, а это все дискретные компоненты. Для них нет места и это серьезная проблема. В случае с LTE, число диапазонов которые в идеале хорошо бы поддерживать - 30, еще 10 диапазонов требуется поддерживать для глобальной совместимости с сетями 2G/3G.

Итак, что мы сделали? Мы подготовили front end решение в которое входит антенный переключатель и усилитель мощности, способные работать в режимах 2G, 3G, 4G и единый усилитель мощности для всех трех стандартов, многодиапазонный, причем антенный переключатель интегрирован в чип. Эта часть стала основой "пирожка" RF POP решения. Вторым слоем идут дуплексоры и ПАВ-фильтры - впервые! То, что удалось разместить такие элементы, как усилитель мощности, коммутатор, дуплексоры, ПАВ-фильтры в "пирожке" RF POP, обеспечило выигрыш в площади под "радио" в смартфоне на 50%! Теперь на освобожденное место можно ставить другие дискретные элементы, что позволит добавить дополнительные радиодиапазоны и, в конечном итоге, создать смартфон, который по-праву можно будет именовать "глобальным", поскольку он сможет работать в большинстве сетей сотовой связи современного мира. 



АБ: Если мы собираемся разработать глобальный телефон с поддержкой LTE, нам потребуется глобальный трансивер? Сложно создать такой?

ПК: Не слишком. Особенно с учетом того, что мы разработали WTR1625L, который поддерживает агрегацию несущих, при одновременном существенном расширении числа активно поддерживамых радиодиапазонов. Кроме того, чип поддерживает системы геопозиционирования GPS, ГЛОНАСС и Beidou. Ранее вместить все это на один чип не удавалось.

WTR1625L создан на базе процесса 65 нм, требует ту же площадь на плате, что и предыдущий трансивер, но при этом обеспечивает работу со вдвое большим числом диапазонов. Можно отметить очень тонкий корпус чипа - меньше, чем при традиционной упаковке в пластик. Т.е. чип в корпусе обладает практически теми же размерами, что и чип до упаковки в корпус.

АБ: Новые чипы впечатляют, но что насчет сроков выхода на рынок? Модем MDM9225 был анонсирован достаточно давно, но на рынке все еще нет массовых продуктов на базе этих чипов. 

ПК: MDM9225 был анонсирован намного раньше, чем мы обычно анонсируем продукты. В момент анонса мы только начали разработку этого изделия. Скорее всего, мы так больше поступать не будем. Это была нетипичная ситуация. RF360 уже на стадии сэмплирования на момент анонса. И мы ожидаем появления коммерчески доступных продуктов с использованием нового трансивера  и нового front end решения во второй половине 2013 года.

АБ: Продукт сложный, есть ли вероятность незапланированных задержек?

ПК: В новом изделии используется сразу несколько ультрасовременных технологий. Это типично для изделий Qualcomm, в которых появление решений "впервые в индустрии" - это не редкость. Это подразумевает, что мы должны убедиться, что все проверено. Например, мы уже проверили пакетный трекинг в лабораторных условиях и перешли к тестам в полевых условиях. Мы уверены в этих чипах и надеемся, что они выйдут в серийное производство, согласно планам.

АБ: Какова ситуация с конкурентами?

ПК: Думаю, мы существенно опережаем другие компании в практическом внедрении решений, которые могут стать основой для создания глобального LTE решения. Тогда как наши конкуренты сейчас бьются за то, чтобы создать свой первый продукт категории 3 (100/50 Мбит/с).  Пара компаний уже анонсировали продукты категории 4 (150/50 Мбит/с), но у них нет коммерческих решений категории 3. Когда я вижу такие анонсы, мне всегда хочется попросить - покажите продукт!

Проблема не только в этом. Если вы хотите поддерживать категорию 3 или категорию 4...
Около сотни операторов во всем мире внедрили LTE. И только у примерно 10% из них есть полоса 2x20 МГц. То есть для того, чтобы модем категории 4 работал с пиковыми скоростями на сетях остальных операторов, необходимо, чтобы он поддерживал агрегацию несущих. И это означает, что нужно решить массу проблем, как в модеме в целом, так и в его радиочасти, в частности. Мы первыми показали агрегацию несущих на серийном чипе - в MDM9225, а также интегрировали поддержку в чипсет MSM8974 Snapdragon 800. У нас уже два чипа с поддержкой агрегации частот. Один из них уже используется для производства коммерческого продукта - мобильного роутера. А компания Ericsson использует чип в коммерческой инфраструктуре. Недостаточно сегодня заявить "у нас есть чипы с поддержкой категории 4". Для большинства рынков требуется поддержка агрегации частот. Сложность решений возрастает. Но у вас по-прежнему есть только небольшая площадка на плате, где нужно вместить чип и дискретные элементы, которые смогут решить задачу поддержки всех частотных диапазонов и агрегации частот. Вот почему так важно, что наше решение позволяет добиться выигрыша в площади решения на 50%, благодаря этому у вас есть пространство, которое позволяет организовать агрегацию частот и одновременно глобальную поддержку LTE.

АБ: Ваши новые чипы будут использоваться в Apple iPhone?

ПК: Этот вопрос следует задать OEM-производителям. Это они решают, какие диапазоны будут поддерживать их изделия. Сейчас многие OEM используют наш процессор диапазона, также они могут использовать наше front-end решение или же продолжать использовать дискретные элементы. Это их выбор. Если хотите максимизировать число поддерживаемых диапазонов, вы выберете наше решение, позволяющее выиграть в площади на плате и добавить большее число дискретных элементов, что позволит обеспечить поддержку максимально возможно числа диапазонов.

АБ: Вы утверждаете, что теперь OEM могут удвоить число поддерживаемых диапазонов. Этого достаточно для того, чтобы они могли приступить к выпуску глобальных смартфонов?

ПК: Да. Телефон на базе наших решений может поддерживать диапазоны стандартов 2G/3G/LTE, как минимум, все роуминговые диапазоны LTE, в том числе LTE 1800. Сейчас в Северной Америке используется примерно 5 диапазонов LTE. В Азии также 5-6 используемых диапазонов. Соответственно, можно поддерживать набор частот, характерных для конкретного рынка, а также хотя бы один диапазон для глобального роуминга, который обеспечит работу устройства в других странах, где запущены сети LTE.

АБ: Растет ли уровень конкуренции в области модемов LTE и процессоров приложений с поддержкой LTE? Icera, Nvidia, HighSilicon - какая из этих компаний усложняет жизнь Qualcomm? Насколько серьезным конкурентом выглядит Tegra 4?

ПК: Я не могу сказать, какую долю рынка занимают изделия нашей компании. Но о конкретном продукте можно поговорить. Они заявляют, что используют программируемую архитектуру. Но первый продукт, который они запустили в производство был продуктом категории 2. Насколько я знаю, среди более, чем сотни операторов во всем мире нет таких, которые бы интересовались продуктами ниже категории 3. Предыдущая платформа этого произодителя опиралась на разработку DC-HSPA 42 Мбит/с. Соответственно, не столь сложно было переделать ее для поддержки 50 Мбит/с. Но если платформа настолько масштабируема и программируема, как о ней говорят, то что мешало выпустить сразу продукт категории 3? Еще один вопрос относительно анонсированной новинки - когда она станет коммерческим продуктом? Покажите мне коммерческий продукт, если он у них есть. Такой, который поддерживает категорию 4. И что насчет поддержки агрегации частот? Не будем забывать, что без поддержки агрегации, изделия категории 4 практически бесполезны для операторов примерно 80% сетей по всему миру. По крайней мере, если планируется использовать эти изделия на пределе их возможностей.

У нас готово уже третье поколение продуктов с поддержкой LTE - чипы с поддержкой категории 4, агрегацией несущих, которые мы демонстрируем.

Каждый, кто заяяляет о готовности тех или иных продуктов должен быть готов показать их в действии. Не забудьте поинтересоваться у них и поддержкой голоса - SCFB в 2G и 3G и VoLTE.

Мы показываем на MWC поддержку VoLTE, причем у нас реализована поддержка 10 различных режимов работы с голосом: DC (1x + LTE), CSFB для GSM, CSFB для UMTS, CSFB для 1x, VoLTE, VoLTE с поддержкой SRVCC в GSM, VoLTE с поддержкой SRVCC в UMTS, - все эти режимы поддерживаются в коммерчески доступном изделии.

АБ: ST Ericsson показывает свой новый чип семейства NovaThor, есть новинки Intel. Рассматривают ли в Qualcomm эти компании в качестве серьезных конкурентов?

ПК: Мы уважаем наших конкурентов. Мы всегда очень серьезно относимся к вопросам конкуренции. Проблема в том, что с момента появления 3G, стандарты постоянно развиваются, а технологии радиосвязи становятся все более сложными. Число функциональностей, которые требуется поддерживать, постоянно растет. На бумаге всегда отлично выглядят заявления "Мы их почти догнали!". Но в действительности - у нас заняло несколько лет и несколько поколений продуктов, тестирование каждой фичи, проверка межвзаимодействия. Сегодня речь идет не об одном стандарте, а о семействе стандартов. Если вы хотите участвовать в конкуренции, вам нужно пройти весь путь с первого дня. Вы не можете просто обеспечить совместимость с LTE, требуется также поддерживать 2G и 3G. И все режимы поддержки голоса. При этом сложность постоянно растет. Это не только рост скоростей передачи данных, это и постоянное увеличение поддерживаемого функционала, такого, как LTE Broadcast. VoLTE - это очень сложная функция, сегодня это HD Voice, презенс, видеотелефония. Список фич на самом деле значительно длиннее и продолжает расти. А если мы говорим о категории 4, то ожидается, что такой продукт поддерживает и все остальное, что должен поддерживать продукт такой высокой категории. И нужно, чтобы он работал надежно, чтобы его работа была оптимизирована. Мы это обеспечиваем. Каждое поколение продуктов, которые мы выпускаем, все более совершенно. Взять хотя бы LTE broadcast, у нас есть продукт, мы уже провели испытания и показываем его. Мы продолжаем совершенствовать продукт, надеемся, что первые запуски состоятся в конце 2013 - начале 2014 года. VoLTE уже является коммерческим продуктом. CSFB поддерживается в коммерческих продуктах уже два года. Функционирование становится все лучше и лучше. Так что сказать просто "мы поддерживаем 100 Мбит/с" - это ничего не сказать.

Я уверен, что наши конкуренты, некоторые из тех, кого вы упомянули, смогут анонсировать продукты. Не все из них исполняют свои обязательства в срок. Думаю, что в итоге мы станем свидетелями консолидации на рынке.

Некоторые из конкурентов,  которыхо вы  упоминули, быстро развиваются. Но это развитие не только быстрое, но и "грязное". Мое определение "быстро, но грязно" - это когда вы поддерживаете большинство функций, но при этом не обеспечиваете надлежащего энергопотребления, не обращаете внимания на нагрев устройств. Такой продукт способен работать по спецификации категории 4, но при этом он сильно нагрвается. Мы тестировали такой продукт - он перегревается и после этого не может поддерживать необходимую скорость передачи данных.

При этом мы знаем, что потребление энергии в активном режиме более, чем вдвое выше, чем у нашего MSM9x15, а потребление в режиме ожидания в 4.5 раза выше! Если подобные вещи вас не заботят, вы можете утверждать, что у вас есть коммерческий продукт. Но даже если заявить, что это коммерческий продукт, его качество далеко от качества коммерческого продукта. Вот, что я называю "быстро, но грязно".

АБ: Можем ли мы ожидать революции в энергопотреблении чипсетов с поддержкой LTE?

Энергопотребление - это сложная проблема, когда речь идет о продуктах с поддержкой LTE. Когда мы проводим сравнительное тестирование, мы видим существенное превосходство наших продуктов по мощности, потребляемой в активном режиме, в дежурном режиме. Еще для 3G нам пришлось оптимизировать многие процессы и мы добиваемся намного более высоких результатов, если сравнивать наши специализированные чипы с чипами, построенными по программируемой архитектуре, которые основаны на использовании обычных типовых чипов. Вы не можете оптимизировать их энергопотребление. А мы реализуем в специальных чипах тот функционал, который легче поддается оптимизации с точки зрения занимаемой площади и энергопотребления - декодеры, например, а остальной функционал уже реализуем на программируемых чипах. В итоге достигается 30%-ный выигрыш в энергопотреблении относительно чипов по процессу 25 нм или 28 на. Мы были первыми в коммерческой реализации функционала connected DRX для LTE, когда чип остается подключенным, но перестает вести приемопередачу. Это обеспечивает дополнительную экономию 30% мощности в активном режиме. Активный режим сейчас очень важен, поскольку люди используют свои устройства намного чаще, чем несколько лет назад. Так что в расходе батареи основную роль сегодня играет уже не дежурный режим, а активный. Есть еще масса ухищрений, которые мы внедрили, чтобы снизить энергопотребление - некоторые из них дают совсем незначительную экономию, но их множество. Тот же DRX применительно к VoLTE реализовать очень непросто, поскольку у вас есть всего 40 мс для включения и выклюения усилителя мощности. Потребовалось множество усилий, сложные алгоритмы, увязывание различных системных процессов. Мы смогли это все довести до коммерческого решения, реализовать на одном чипе, что дает преимущество нашим чипам семейства MSM Snapdragon.

Не только это. Мы не ставим «просто модем». Чтобы уменьшить число чипов в чипсете, мы интегрируем в процессор приложений также WiFi, baseband, BT - это позволяет вовсе отказаться от дополнительного чипа.

АБ: Qualcomm остается приверженцем использования кремниевых чипов? Не собираетсь осваивать также выпуск чипов с использованием арсенида галлия?

ПК: Мы не планируем использовать арсенид галлия в наших усилителях мощности. Мы компенсируем его неиспользование комплексным подходом, в нашей системе всеми процессами управляет модем. Усилитель мощности в нашем решении практически целиком реализован на чипе, и наше решение при это недорогое, поскольку мы используем кремний, а не арсенид галлия. Для оптимизации системы применяем слежение за пакетами. Модем обеспечивает усилитель мощности управляющей информацией. Это технология, близкая к идеальной - для динамического управления напряжением питания усилителя используется информация с модема. Это технология с минимальными потерями энергии, позволяющая выиграть вплоть до 30% энергопотребления. А заодно уменьшить проблему тепла, которое требуется рассеять. Интегрированный в чип усилитель мощности, к тому же значительно проще в производстве.


==

подробнее о решении RF360

Рынок LTE в 2013 году почти удвоится

Рынок LTE в 2013 году вырастет почти вдвое, доходы впервые превысят US$10 млрд. США, Япония и Южная Корея лидируют в гонке за LTE, но в этом году развивающиеся рынки (Бразилия, Россия, Индия и Китай) увеличат инвестиции в LTE, согласно прогнозам Infonetics Reseach.

Глобальный рынок мобильной инфраструктуры, включая 2G/3G, LTE и WiMAX вырос на 6% в 4q2012 до US$10.8 млрд, прежде всего за счет закупок в США, Китае и модернизации сетей в Европе.

Доходы от LTE выросли в 2012 году на 115% год к году, рост обеспечили, как новые мировые рынки, так и такие крупные рынки, как Япония, США и Южная Корея.

По оценкам аналитиков Ericsson сохраняет лидерство в поставках решений инфраструктуры LTE, хотя Nokia Siemens Networks сократила разрыв в 4q2012. Alcatel-Lucent сохраняет второе место по итогам 2012 года, а итоги 4q2012 оказались лучшими за год.

Число подключений к сетям мобильной связи превысило в 2012 году 6 млрд и, как ожидается, вырастет до 7 млрд к 2017 году, включая 569 млн абонентов LTE.

Источник: http://www.telecompaper.com/news/lte-market-to-almost-double-in-2013--931248

Девятка демонстрирует кривизну регулирования в телекоме

Решение Девятого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2013 года, отменяющее решение ГКРЧ от 8 сентября 2011 году о выдаче "Скартел" (Yota) частот в диапазоне 2.5-2.7 ГГц, в очередной раз продемонстрировало всю шаткость регулирования, опирающегося на решения странного "органа", каким является ГКРЧ. Годами судьбой частотного ресурса страны распоряжается группа лиц, решения которых, по-сути, не имеют законодательного статуса. Эта создает основу для безответственных решений, ошибок, действий в интересах отдельных участников рынка, а не в интересах общества или государства.

Скартел в этой истории нисколько не жалко, компания сама несколькими годами ранее получила частоты (еще под WiMAX) без конкурса. Теперь в заказных статьях в центральных СМИ ответственные лица компании говорят про это не иначе, как [частоты] "исторически принадлежали компании". Это ложь. Точно так же получили ценнейший ресурс в подарок. Конкурс не проводился.

Мне непонятно, почему частный бизнес должен получать от государства подарки стоимостью в сотни миллионов долларов. То есть понятно, если государство - коррупционного типа. Мы строим такое? Теперь у компании Скартел хотят частоты отнять, в рамках восстановления попранной буквы закона - и сколько шума и гама поднято в СМИ? Но ведь не происходит ничего нового? Такое уж у нас регулирование, с законодательством не очень дружит. То ли из неграмотности, то ли из неуважения к законам. "Воронья слободка", как захотим, так и сделаем. Поднятая до уровня министерства.

Эта ситуация в очередной раз показывает - работать на рынке, где нет утвержденных правил игры, неудобно не только региональным "терпилам", но даже и успешным лоббистам из Москвы. Практика показывает, на каждого хитро... в России найдется свой винт, смотрите хотя бы, как у К.М. отнимают его добычу. Может быть уже пора переходить к нормальной работе? Проводить аукционы? Чиновникам выполнять собственные решения, обеспечивать инвесторам-предпринимателям надежные гарантии? И разогнать уже, наконец, эту "комиссию", которая за свои решения не отвечает ни по закону, ни по "понятиям"!

"Нет, сынок, это фантастика!"? Тогда не нужно этих крокодильих слез, истерик в СМИ, и деланного удивления. Вам нравится играть без правил, использовать административный ресурс, играть жестко, так играйте! Но сочувствия при этом не просите и не ждите. Ничего кроме "так вам и надо, давно заслужили", не дождетесь. Регулирование телекома в России - это Авгиевы конюшни. А Геракла не видно, напротив, персоналии все мельчают.

Китай будет лидировать на рынке M2M подключений

Рынок M2M сегодня меняется под воздействием различных факторов, среди которых используемые операторами бизнес-модели, регулирование, используемые технологии. В мировом масштабе в период с 2010 года по 2012 года число M2M подключений удвоилось, достигнув 143.7 млн.

В Китае, как ожидается, число подключений M2M окажется больше, чем в США, так что с 2013 года именно Китай окажется лидером мирового рынка M2M. К концу 2013 года в стране будет более 45 млн M2M подключений, а к концу 2017 года прогнозируется уже более 138 млн. Не последнюю роль играет правительственная поддержка внедрения этой технологии, которая названа  ключевой областью в 2011-2015 годы. Как ожидается, это позволит повысить энергоэффективность, поддержать оказание услуг объемной базе потребителей в области транспорта и здравоохранения. Кроме того, продукты китайского производства займут лидирующее место в области производства модулей, дизайна устройств, облачных и сетевых услуг.

В новом отчете Pyramid Research "Cellular M2M Connections: An Analysis of Growth Drivers, Market Segments and Operator Approaches" рассматривается развитие сотового рынка M2M, в страновых, региональных срезах, а также на уровне приложений.

Доходы от мобильной передачи данных в сетях LTE в Саудовской Аравии вырастут с US$3.3 млрд до US$5.3 млрд к 2017 году. Это утверждается в отчете Pyramid Research  "Saudi Arabia: LTE and Fiber Rollouts Boost Operators and Vendors". Операторы, в особенности, STC и Mobily, приоритезировали развитие LTE и FTTH.

В Германии высокими темпами идет расширение сети высокоскоростного ШПД. Уже три оператора мобильной связи предоставляют услуги LTE на коммерческой основе, инвестиции при этом концентрировались на расширении покрытия в стране, прежде всего, в малонаселенных регионах, согласно лицензионным требованиям регулятора. На сегодняшний день операторы все еще не ввели препейдный формат для LTE, что несколько сдерживает рост сетей LTE. По мере расширения операторами линеек абонентских устройств и роста покрытия в городах, рост проникновения LTE ускорится. Согласно прогнозу Pyramid, на конец 2014 года можно ожидать проникновения в 3% от всех SIM-карт в стране (то есть примерно 3.6 млн подключений), а к 2017  году число LTE подключений вырастет до 19% (до 26.5 млн). Подробнее о рынке Германии можно узнать из отчета Pyramid Research  "Germany: Cable and LTE Stimulate Mobile Data Growth"

Источник: http://www.prnewswire.com/news-releases/cellular-m2m-subscriptions-in-china-to-overtake-the-us-saudi-arabia-and-germany-sees-no-end-to-lte-growth-197630261.html

Umniah Telecom (Иордания) испытала LTE

Umniah Telecom (Иордания) сообщает о завершении технических испытаний LTE. Поставщиком выступила компания Huawei. Оператор планирует запустить коммерческие услуги LTE в Иордании. Конкурент, компания Orange Jordan, пока что не планирует участвовать в LTE-гонке.

Источник: http://www.telegeography.com/products/commsupdate/articles/2013/03/11/umniah-tests-lte-network-orange-not-part-of-the-game/

MTN (Южная Африка) намеревается брать с абонентов LTE больше


Компания MTN сообщила о намерении взимать с пользователей услуг LTE компании дополнительную абонплату. Когда будет введена абонентка и в каком объеме, не сообщается.

Первые 3 месяца услуга будет предоставляться бесплатно, чтобы абоненты могли оценить услугу ("подсесть" на нее). По их истечении абонент должен будет согласиться на дополнительную абонплату или перестать использовать услугу.

Конкурент компании, Vodacom, не планирует брать дополнительную плату с абонентов, желающих пользоваться услугами LTE.

Источник: http://mybroadband.co.za/news/cellular/72822-you-will-pay-more-for-mtn-lte.html

Странное решение, не трендовая. Вряд ли абоненты будут готовы платить премию за пользование LTE.

Российское участие в MWC2013 - скромно, господа!

Говорят, что в MWC2013 приняло участие 11 компаний из России. Не проверял, но и других данных не видел.
Это ничтожное количество на фоне общего числа в 1740 компаний-участниц MWC.  Даже до 1% не дотянули? Стране практически нечего показать мировому рынку инфокома? Зато министр связи РФ заехал погулять по стендам со своей свитой командой.

Тем интереснее список тех российских бизнесов, что сочли необходимым участвовать в работе MWC со своими стендами:

  1. Cyberplat
  2. GameInsight
  3. Mobstudio
  4. Qiwi
  5. Vimpelcom
  6. Yandex
  7. Yota
  8. Лаборатория Касперского
  9. Связьком
Кого не хватает в этом списке, не подскажете?

Вымпелком, 4q2012. Ольга Турищева - выступление

Ольга Турищева обладает высокими презентационными навыками, к тому же она, что называется, "в теме". С ее участием презентация квартальных и годовых итогов "Вымпелком" заиграла новыми красками. Значительный и позитивный контраст с тем, что мы наблюдали три месяца назад по итогам 3q2012. Но давайте пройдемся по конкретным позициям. Маркетинг для компании - сейчас стратегическое направление.






Слайд 9. Укрепление бренда: максимальный фокус на Customer Experience 

ОТ: "Важное. В 2012 году мы практически совершили перезагрузку компаниии и обновили корпоративную культуру с точки зрения значения абонента в отношении принятия всех наших маркетинговых решений.  Как уже отмечалось, мы запустили стратегический проект под названием Customer Experience (клиентский опыт). Цель - стать лучшей на рынке сервисной компанией.

Что было сделано?

Прежде всего, мы создали систему измерений, которая нам позволяет на постоянной основе замерять все точки контактов наших абонентов и бренда. В результате мы выявили несколько критичных для нас точек контакта, в отношении которых от нас требуются значительные улучшения.

Это, безусловно, качество сети передачи данных. Игорь (Парфенов) нам только что рассказал, какая огромная работа за год была проделана.
Второе, это доступность и понятность наших маркетинговых предложений.
Третье, это прозрачность и корректность расчетов с абонентами.

Разработав систему измерений, мы создали большую проектную команду, а затем и подразделение в компании. На каждодневной основе производятся замеры "температуры по больнице", что позволяет нам совершентствовать наш опыт. На сегодняшний день действует более 60 различных проектов, призванных регулярно, ежедневно улучшать пользовательский опыт абонентов.
  
Если говорить о важных проектах... Мы перезапустили линейку тарифов, еще вернусь к этой теме, повысили качество обслуживания в наших ЦПК для ключевых и высокодоходных клиентов. Сейчас ведем большой проект инвестирование в развитие каналов самообслуживания.

Инвестиции в клиентский опыт, в развитие бренда, безусловно, дают результаты. Мы сохраняем свои позиции бренда-лидера, чему вчера получили очередное подтверждение - что по результатам рейтинга Brand Finance за 2012 год, наш бренд не только сохранил лидирующую позицию в отрасли, но и увеличил стоимость.

В отношении маркетинговых задач, которые тесно связаны с клиентским опытом, хотелось бы выделить два основных направления.

Первое - это совершенствование тарифной линейки. Ни для кого не секрет, что среднестатистический абонент не всегда понимает свой тарифный план, ему не всегда очевидно за что он платит, что получает в результате. Поэтому наша основная задача была - сделать таким образом, чтобы каждому сегменту, в зависимости от его профиля потребления услуг, мы могли бы предложить адекватный, понятный и простой тарифный план.

Поскольку абсолютно очевидно, что меняется модель потребления услуг и грань между голосом, интернет-доступом и SMS стирается, мы сделали фокус на пакетных приложениях. И это, безусловно, дало очень хороший результат, поскольку это соответствует потребностям наших ключевых сегментов.

За 2012 год тарифы семейства "Все включено" показали отличную динамику. Число пользователей этих тарифов выросло в 5 раз по-сравнению с предыдущим периодом.
Второе важное направление - это тарифы для молодых, энергичных людей, кто уже использует смартфон, потребляет немало мобильного интернета.  Это тариф "Go!", который сейчас продвигается. Это также тарифы, которые включают в себя безлимитный интернет и выгодные условия по SMS.

Последнее, что я хотела бы сказать в отношении тарифной линейки, нам, конечно, важно цементировать собственную базу, давая нашим абонентам условия и тарифы, более выгодные, чем у других сетей. Поэтому на сегодняшний день порядка 23% в наших продажах составляют тарифы группы  "Ноль сомнений"  с нулевой тарификацией внутри сети.

Слайд 10. Мобильный интернет и партнерства

Несколько слов по-поводу мобильного интернета. Все это говорят, и это подтверждается фактами, что в ближайшие три года данный сегмент будет показывать рост более 30% по доходам. При этом трафик растет опережающими темпами. Главным вопросом для операторов во всем мире остается вопрос - как им монетизировать трафик. И здесь я хотела бы отметить, что мы преуспели по-сравнению с другими игроками рынка в отношении монетизации трафика. Мы приняли сложное решение, которое оправдывает себя с точки зрения развития данной категории и создания future proof модели в данной категории. Мы ориентируемся, в первую очередь, на small и medium screens. То есть на тех, кто потребляет мобильный интернет на телефоне и на планшете.

Почему? Мы понимаем, что это наиболее перспективный сегмент в будущем, кроме того, этот сегмент обеспечивает максимальную "экономику" для оператора связи. В этом сегменте трафик в нашей сети вырос более, чем втрое. Выручка по итогам 2012 года увеличилась на 56%. Почему так? Здесь действовали два фактора. Во-первых, все наши действия - совместно с Apple, совместно с Samsung, работа с розницей. В результате мы добились роста проникновения смартфонов в нашей сети к концу 2012 года до более 17%. Второе - это то, что я уже упомянула - это понятные, выгодные тарифы на мобильный интернет и на различного вида опции, связанные с мобильным интернетом.

Говоря о мобильном интернете, я не могу не упомянуть о тех кампаниях, которые мы проводили совместно с ведущими мировыми игроками на рынке интернета. Надеюсь все помнят наши яркие кампании - с Facebook и кампания с Google. Моя точка зрения заключается в том, что для операторов связи умения вступать во взаимовыгодные партнерства, умения выстраивать долгосрочные отношения с участниками интернет-рынка, будут являться одним из ключевых факторов успешного роста.

Приведу несколько цифр по результатам совместной кампании с Facebook. За три месяца проведения данной кампании, количество абонентов Билайн, использующих Facebook с мобильного телефона выросло на 0.5 млн. Трафик на одного пользователя вырос на 55%. Что интересно, выросли и доходы от пользователей, насмотря на то, что для всех абонентов пользование базовым функционалом Facebook было бесплатным. Как это получилось? Мы создали спрос, человек начал проводить в интернете больше времени, в том числе, обращаясь к другим ресурсам. В итоге общие расходы абонентов на интернет выросли.
Если говорить о том, какое влияние это оказало на бренд, то могу сказать, что на сегодняшний день Сообщество Билайн в facebook - первое по числу фолловеров среди операторских, и номером 3 по популярности среди всех российских брендов.

Второе по масштабности эффективное партнерство - это партнерство с Google Play, которое позволяет нашим абонентам покупать приложения в Google Play, оплачивая их непосредственно со счета мобильного телефона. Пока еще рано подводить итоги, кампания еще только завершилась, в ряде каналов она еще идет. Но даже за первый месяц количество платных заказов в Google Play выросло на 61%. Для Google это сейчас является одним из лучших примеров сотрудничества с оператором мобильной связи, теперь он активно используется для работы с мобильными операторами в Европе.

Кроме того, если вы следили за новостями, которые мы публиковали от лица компании "ВымпелКом" во время проведения MWC2013 в Барселоне, мы объявили еще о нескольких значимых партнерствах, которые мы, безусловно, будем развивать, в том числе и в России. Это партнерство с Википедией, с MasterCard и Firefox. Мы не забываем о российских игроках и сейчас находимся, в том числе, в переговорах с российскими игроками.

Слайд 11. Фокус на инновации - мобильная коммерция и M2M

Еще несколько направлений косвенно связаны  с ростом доходов от передачи данных. Это мобильная коммерция и M2M. В течение 2012 года мы успешно реализовывали нашу стратегию "телефон - это кошелек". В результате доходы от мобильной коммерции увеличились на 18%. Число пользователей выросло на 26% за год.

Еще один момент, на котором мы сосредоточили внимание в 2012 году - сделать так, и это очень важно для мобильной коммерции, чтобы у человека была возможность пополнять свой счет 24х7 где бы он не находился. Поэтому для нас рост доли онлайн каналов  в пополнении счета является ключевым залогом роста мобильной коммерции. И если говорить об определенной фазности, то в 2012 году основная задача была - увеличить долю онлайн каналов для пополнения счета. Рост составил 16.4%. Мы считаем, что это очень хороший результат.

Направление M2M показывает очень хорошую динамику и мы ожидаем, что в ближайшие 3 года среднегодовой рост будет составлять 40%. Здесь есть несколько ключевых направлений. Это и connectivity передачи данных с предоставлением возможностей контроля за SIM-картами и трафиком, комплексное M2M-решение для корпоративных клиентов и для индивидуальных пользователей.  А также глобальные M2M решения, которые также обсуждались в Барселоне в рамках альянса M2M.

Слайд 12. Роуминг в 2012 году 

Тема, которая не раз в 2012 году освещалась в СМИ. Наша задача - сделать так, чтобы все наши абоненты, которые выезжают за пределы России или путеществуют по России, пользовались бы SIM-картой "Билайн" в роуминге. При этом ощущали бы себя защищенными с точки зрения неожиданных высоких расходов.  

В 2012 году мы продолжали нашу политику по повышению привлекательности услуг роуминга, в первую очередь за счет снижения цен и за счет пакетных предложений, которые позволяют человеку контролировать расходы. Это зачастую не вопрос снижения цены за минуту, это часто вопрос предсказуемости расходов. Мы запустили несколько проектов. Среди них - хорошо известный на рынке Мультипасс, универсальная услуга, которая действует в 62 странах мира. На сегодняшний день - это лучшее комплексное предложение для роуминга в Европе и СНГ, которое предоставляет выгодные условия на интернет и на минуты разговора.

Вторая услуга, о которой стоит сказать - это "Море интернета", направленная на пользователей интернета в роуминге. Наша задача на 2013 год - сделать так, чтобы использование услуг связи в роуминге не отличалось бы от того, каким образом человек пользуется услугами связи в домашней сети. Интернет в этом плане - одна из территорий, некомфортных в этом плане для пользователей. Поэтому мы запустили услугу, которая дает возможность абонентам предоплатной системы расчетов пользоваться мобильным интернет-доступом по всему миру без ограничений объема трафика за фиксированную сумму 249 рублей в сутки. Это обеспечило рост трафика в роуминге на 120%.

Перед Новым годом мы запустили еще одну услугу - "Планета ноль". подключив которую абонент может принимать мобильные звонки в роуминге, оплачивая только первую минуту разговора, тогда как остальные минуты являются бесплатными.

Роуминг останется ключевой зоной внимания компании и в 2013 году.


Популярные сообщения

Желающие следить за новостями блога, могут подписаться на рассылку на follow.it (отписаться вы сможете в один клик). 

Еще можно подписаться на Telegram-каналы @abloud62 @abloudrealtime, где также дублируются анонсы практически всех новостей блога. 

 

Translate