Network sharing - варианты сотрудничества

В последнее время тема Network Sharing или "совместное использование сети" набирает все большую популярность. Не буду рассуждать о причинах этого, они очевидны, операторы пытаются снизить издержки, и совместное использование сетей - это один из эффективных способов. Перечислю варианты совместного использования, разбитые на группы, отличающиеся степенью интеграции.

1. Пассивное совместное использование сетей

1.1 Площадок для экономии издержек аренды
1.2 Возведение и использование мачт (башен) сотовой связи
1.3 "Шкафов", контейнеров или зданий
1.4 Разделение расходов на электропитание, освещение и кондиционирование воздуха

2. Активное совместное использование сети (совместное использование радиоподсистемы)

2.1 Антенн
2.2 Оборудования базовых станций (2G или 3G)
2.3 Трансмиссии
2.4 Совместное обслуживание и эксплуатация базовых станций
2.5 Совместный дизайн и планирование радиосети
2.6 Объединение радиочастот в единый пул

3. Более глубокое совместное использование и интеграция

3.1 Ядра сети
3.2 IMS
3.3 Платформ управления доставкой контента
3.4 Биллинговых систем
3.5 Обслуживания клиентов

Источник: Analysys Mason

Текущий тренд на мировом рынке - углубление степени интеграции усилий операторов.

Типичные условия, способствующие объединению:  равный размер операторов, нехватка частот, старты новых проектов. Но в последнее время на мировом рынке заметны и другие примеры, когда усилия объединяют операторы различного масштаба, например, Hutchison and PCCW в Гонконге.

MWC2013. Стас Олейник, Билайн, “Верю в перспективы networks sharing в России”

Новая технология 4G/LTE и планы “Билайн” в ее отношении стали основными темами интервью MForum.ru со Станиславом Олейником, вице-президентом “Билайн” по корпоративной стратегии, на стенде Vimpelcom в Барселоне во время Mobile World Congress 2013.

Алексей Бойко (АБ): О каком объеме инвестиций в 4G / LTE идет речь в 2013 году применительно к компании “Вымпелком” в России?

Стас Олейник: Как вы знаете, у нас есть лицензионные требования, как некоторая “стартовая позиция”, в лицензии записаны требования инвестиций в размере 15 млрд рублей. В компаниях, которые выиграли лицензии в рамках конкурса в 2012 году, эти требования понимают, как вложения непосредственно в инфраструктуру LTE - радиоподсистему, ядро системы, а также в опорные и транспортные сети, необходимые для функционирования сети LTE. Если говорить о таком комплексном подходе, то 15 млрд - это то, что мы в 2013 году преодолеем.

АБ: Вы могли бы разделить эти инвестиции на составляющие?

Стас Олейник: Инвестиции делятся на затраты на новые сайты (в частности для обеспечения школ связью LTE) , закупку радиочасти сети LTE и оборудования ядра сети. Большая часть инвестиций пойдет в систему транспорта данных, поскольку она строится с запасом, с учетом бурного роста объемов трафика данных в сети, роста востребованности услуги передачи данных абонентами.

АБ: Какая доля базовых станций в сети “Билайн” в России сейчас подключается по оптике?

Если считать по всем установленным базовым станциям – то порядка 48% подключено по высокоскоростным каналам: это могут быть как ВОЛС, так и РРЛ, по Московскому региону порядка 75%. А что касается вновь устанавливаемых базовых станций, то практически 100% или близко к этому. Всего у компании на конец 2012 было порядка 18,6 тысяч базовых станций 3G и более 36,6 тысяч базовых станций 2G.

АБ: Когда мы с вами говорим о расчистке частот, что конкретно имеется в виду? Какого рода затраты на расчистку требуются от оператора? На мой взгляд, на сегодняшний день “большая тройка” не горит особым желанием финансировать какую-то глобальную расчистку, а предпочитает точечно, там, где это необходимо и возможно, вести работы в виде частотно-территориального планирования. Решая вопросы электромагнитной совместимости оборудования с помощью фильтров и/или перехода на использование поляризованных антенн.

Стас Олейник: Вы одновременно и правы, и неправы. Поясню свою мысль. Как вы знаете, созданный по решению ГКРЧ Союз LTE должен заниматься в том числе и конверсией. Что понимается под конверсией? В соответствии с законом «О Связи», конверсия это не только вывод РЭС военного назначения из тех диапазонов, которые были разыграны в ходе конкурсов, но и мероприятия по электро-магнитной совместимости (ЭМС), и по модернизации военных средств, которая позволит обеспечить их совместимость с РЭС операторов.

Здесь наблюдается некий водораздел между позицией профильного министерства и Союза LTE, то есть операторов. Министерство склонно настаивать на полном выводе военных средств и именно таким образом трактует конверсию. Мы же считаем, что основная задача оператора не заниматься конверсией, а строить сети. Поэтому к каждому военному РЭС мы подходим со следующей логикой: сначала проверяем возможности ЭМС и модернизации, и только потом начинаем рассматривать вариант его вывода из спектра.

То есть, возвращаясь к тезису вашего вопроса: мы хотим реализовать конверсию максимально рационально, быстро и эффективно, используя все возможности, предусмотренные законодательством: в том числе ЭМС и модернизацию. И по факту в рамках Союза LTE операторы уже начали вкладываться в конверсию.

АБ: Какое число базовых станций с поддержкой LTE планируется запустить на сети Билайн в России в 2013 году?

Стас Олейник: Не хотелось бы называть точные цифры на этом этапе. У нас есть шесть, так называемых, лицензионных регионов, где мы должны “защитить лицензию”, построив необходимое для выполнения лицензионных требований число базовых станций в оговоренные сроки. У нас есть Москва, где мы также хотели бы начать обеспечивать поддержку LTE еще до конца 2013 года. В 2013 году этого от нас лицензия не требует, но здесь мы хотели бы опередить график. Понятно, что речь не идет о масштабной сети на первых порах, скажем, в 2013 году в каждой школе города сеть LTE не поставим. Но в коммерческую эксплуатацию сеть пойдет, скорее, в 4q2013.

Лицензионные регионы мы выбирали по критериям сравнительная чистота спектра, коммерческий потенциал и минимизация наших затрат в 2013 году. В любом случае, LTE, как “коммерческую историю” мы в 2013 году не рассматриваем.

АБ: Выбраны ли поставщики решений LTE?

Стас Олейник: Мы планируем завершить конкурс по выбору поставщиков, который сейчас проводится, в марте.

АБ: По каким критериям, прежде всего, выбираете поставщиков?

Стас Олейник: По уже устоявшейся совокупности критериев. Это многокритериальный выбор - приходится учитывать, например, не только техническую составляющую, но и финансовые условия. Нас привлекает возможность построить сеть в рамках идеи SingleRAN, но где-то комбинация условий не позволяет пока что это сделать.

АБ: Планируете сохранить разделение поставщиков по укрупненным регионам России? Поставщиков будет больше двух?

Стас Олейник: Мы не связывали себе руки каким-то обязательным условием. Поставщиков выбираем отдельно по каждому укрупненному региону. Окажутся ли это одни и те же поставщики для всех регионов или, в зависимости от региона, это будут разные поставщики? Очень скоро определимся.

АБ: Недавно “Вымпелком” подписал договор на оказание проф.услуг в двух укрупненных регионах, на Урале и в Сибири, с компанией Ericsson. В ЦФО у “Вымпелком” действует соглашение о профуслугах с NSN. На Волге и на Дальнем Востоке - с Huawei. Эти договоры предусматривали эксплуатацию и развитие вендорами сетей 2G/3G. А сооружаемая сеть LTE будет подпадать под данные договоренности об оказании профуслуг?

Стас Олейник: Это многофакторная тема. С одной стороны есть текущие договоренности, например, с Ericsson. С другой стороны, мы так или иначе будем смотреть на возможности sharing (прим. АБ: совместного развертывания и эксплуатации сети сотовой связи, совместного использования пула частот), создания Net Co. Какую эксплуатационную модель в итоге выберем, пока сложно ответить. Понятно, что если сеть будет строиться совместно, то аутсорсинг тоже возможен, но решения об этом будет принимать администрация Net Co., а не мы.

АБ: Расскажите подробнее о проекте Net Co. На какой стадии сейчас эта идея? 

Стас Олейник: На российском рынке есть понимание того, что LTE разумно развивать совместно. Особенно, если говорить о высокочастотных диапазонах типа 2.5-2.7 МГц (band 7), где требуются высокие инвестиции. Впрочем, и для низкочастотных диапазонов с их узкими полосами, которые доступны операторам, тоже есть стимул для объединения ресурсов и усилий. Будет ли это spectrum sharing (совместное использование частот) или RAN sharing (совместное использование радиоподсистемы), infrastructure sharing (совместное использование сетевого решения) выгодными могут быть практически любые варианты совместного развития проекта LTE операторами. В этом есть большой экономический смысл. Понятно, что есть и другие аспекты, например, пропадает элемент конкурентности. Любое сотрудничество по части единой сети уменьшает возможность конкуренции с помощью базового продукта и, соответственно, переносит вес конкуренции на какие-то дополнительные продукты, на маркетинг.

Мы общаемся на эту тему с нашими коллегами. Пока что рано говорить о том, по какому пути пойдет развитие. Лично мое мнение - я верю в перспективы networks sharing в России, надеюсь, что в итоге этот подход победит.

АБ: А кто, по вашему, потенциально заинтересован участвовать в таком пуле? Вымпелком и МТС? Плюс МегаФон? Yota Networks может быть в этой схеме участником и с какими задачами?

Стас Олейник: Мы рассматриваем Yota Networks в этой схеме, как в значительной степени афиллированную с МегаФоном структуру. Тем не менее, именно Yota Networks могла бы встать в центре этого проекта, заняться управлением Net Co., учитывая их опыт в области LTE. Кроме того, у компании есть спектр в диапазоне 7 - 2х30 МГц, это существенный ресурс, который был бы полезен объединенной компании.

К сожалению, законодательство в области совместного использования частот и сетевых ресурсов в России еще не позволяет запустить такой проект, но мы ожидаем, что ситуация в данной области может начать меняться уже в этом году. Необходимые изменения могут появиться в Законе о связи, а в 2014 году совместное использование ресурсов может быть разрешено в России уже в полной мере. Это позволило бы нам и другим операторам гибко перейти к варианту строительства и развития общей сети.
Шанс, что развитие пойдет этим путем, на мой взгляд, достаточно велик.

АБ: Будет ли в этой схеме задействован Союз LTE, или переговоры идут непосредственно между операторами.

Стас Олейник: Союз LTE - это организация некоммерческая, участвовать в инфраструктурной компании могут операторы, которые входят в этот Союз. Но на уровне Союза идет работа над нормативно-правовыми документами в части Active Sharing: так, именно Союз направлял письмо на имя замглавы Минкомсвязи Дениса Свердлова с предложением внести изменения в закон «О связи», которые бы позволили операторам совместно использовать частотный ресурс.

АБ: В каких частотных диапазонах “Вымпелком” планирует начать развитие LTE в России? В низкочастотном, высокочастотном или с использованием их комбинации?

Стас Олейник: Ответ прост - будем использовать любые частоты или их комбинацию в зависимости от их наличия. Если бы ситуация была идеальной, т.е. все выигранные нами частоты были бы для нас доступны, то мы, конечно, прежде всего, пошли бы в низкочастотный диапазон, обещающий преимущества, как по охвату площадей, так и по качеству сигнала внутри помещений. А уже по мере роста абонентской базы, можно было бы выходить в высокочастотный band 7 (2.5-2.7 ГГц), чтобы обеспечить надлежащую емкость сети. В реальном мире будем строиться в зависимости от того, в каком регионе какие частоты доступны. Предпочтение на первых порах хотелось бы отдавать band 20 (800 МГц), или комбинации band 20 и band 7, как, например, будет в Москве. Там, где доступны только частоты band 7, будем еще внимательно считать экономику.

АБ: Это подразумевает, что абонентам будут доступны многодиапазонные и многорежимные устройства LTE? Вы ведете подготовку к их закупке?

Стас Олейник: Конечно, наша линейка будет многодиапазонной и многорежимной - с поддержкой 2G/3G, выбор здесь уже появился.

АБ: Уже есть какая-то ясность в отношении того, кто выступит поставщиком абонентского оборудования LTE?

Стас Олейник: У нас нет каких-то особых преференций. Не будем изобретать велосипед, есть Huawei, ZTE, другие - это в части USB-модемов, роутеров, мобильных роутеров. Возможно коллеги из Yota Devices что-то предложат интересное в этой области. Но хотелось бы чтобы они прежде определились с использованием бренда Yota. Если будет существовать и Yota, как оператор, то Yota Devices он и будет в основном закупать. Если откажутся от идее Yota ритейла, тогда Yota Devices под брендом Yota возможно захотят покупать и операторы.

Что касается смартфонов... мы еще в 2012 году вели соответствующее тестирование. Но жизненный цикл смартфонов невелик, сейчас появляются новые модели, старые теряют актуальность. Huawei предлагает неплохие смартфоны, интересные. С учетом того, что у нас еще остается запас по времени до запуска первых сетей LTE, мы скоро приступим к выбору того, что мы будем предлагать абонентам.

АБ: Вы планируете с самого начала предлагать абонентам не только модемы и роутеры, но и смартфоны с поддержкой LTE? Будут ли это брендированные модели?

Стас Олейник: Будет оборудование, которое мы станем продавать под своим брендом, которое четко ассоциируется с оператором. Это роутеры и USB-модемы. 3-5 устройств на первом этапе. Они будут продаваться в нашей рознице, в монобренде, под нашим брендом. Будем их продавать и через Евросеть. Если говорить о смартфонах, то, думаю, что на первых порах мы брендировать телефоны не будем. Окончательного решения по данному вопросу еще нет, но предположительно не будем. Исходя из общей логики брендирования, мы уверены, что завершать брендирование нужно на определенном уровне цены изделия - аппараты за 3, за 5 тысяч рублей. Если телефон премиальный, то бренд производителя работает лучше.

Мы прагматично подходим. Есть понимание, что вначале придут early adopters, которые будут готовы покупать в том числе и дорогие модели. А массовая история LTE начнется в России не в 2013 году, а примерно во второй половине 2014 - первой половине 2015 года. Доля смартфонов с поддержкой LTE составит ощутимую долю в абонентской базе в 2015-2016 годах.

С вендорами возможны кросс-маркетинговые кампании по выводу их терминалов на рынок, может быть создание пакетных тарифов под выход телефона, начиная с 1q2014 года.

АБ: Будет ли “Вымпелком” стараться как-то снизить цену “входного билета” в LTE для потребителей? Что планируете для этого делать?

Стас Олейник: Здесь многое будет зависеть от ситуации на рынке. Мы не одни работаем в этой сфере. Соответственно наши действия будут выстраиваться в зависимости от действий наших конкурентов. Субсидировать напрямую не будем. Но возможны, например, партнерства с финансовыми учреждениями, то есть микрокредиты на приобретение телефонов.

АБ: Какой объем абонентских устройств с поддержкой LTE планируете реализовать до конца 2013 - в первые месяцы 2014 года?

Стас Олейник: Порядок величины - десятки тысяч, при условии, что ничто не помешает нам запустить сеть LTE в Москве в коммерческую эксплуатацию до конца 2013 года.

АБ: Будете ли на первых порах ориентироваться прежде всего на корпоративных клиентов, или услуга будет адресована и корпоративным, и частным абонентам?

Стас Олейник: Будем сразу ориентироваться на тех и на других. Предложим каждому сегменту собственную линейку тарифов.

АБ: Как будете отрабатывать ориентацию на маленькие и средние экраны? 

Стас Олейник: Наша ориентация на малые и средние экраны имеет корни в особенностях 3G, где более жесткие ограничения по пропускной способности, где дороже передача 1 бита информации. После запуска LTE, мы будем стараться “передвинуть” “тяжелых” абонентов с большим трафиком из сети 3G в сеть LTE с их большими возможностями.

АБ: Можно ли ожидать снижения цены “за МБ” в сетях LTE по-сравнению с сетями 3G? Или наоборот, тарифы будут размечаться “от скорости”?

Стас Олейник: Здесь пока можно говорить на уровне гипотез, решения еще не приняты. Моя точка зрения - на первых порах LTE будет, скорее, премиальная история, а затем разницы не будет. “Премиальность” будет заключаться в качестве услуги, прежде всего, в скорости беспроводного доступа к сети передачи данных. Скорость может быть тем дифференциатором, который будет использован для создания линейки тарифов.

АБ: На какой уровень ARPU будете ориентироваться? Сколько данных за эти деньги в среднем смогут получать абоненты?

Стас Олейник: На диапазон 500 - 1500 рублей в месяц. За эти деньги абоненты смогут в среднем потребить 10-15 ГБ в месяц. Это на первых порах, пока на сети будут превалировать USB-донглы и LTE/WiFI роутеры. Трафик смартфонов, когда они начнут появляться, будет на порядок ниже. Будет наблюдаться снижение среднего трафика по мере того, как абонентская база будет увеличиваться за счет массового рынка. Затем вновь можно будет ожидать роста потребления, это произойдет тогда, когда абоненты, что называется “войдут во вкус”, когда у них наработаются привычки пользования мобильным интернетом, также по мере роста популярности онлайн-стриминга, прежде всего, видеостриминга, мобильного ТВ.

АБ: Есть ли цель по числу подключений к сети LTE на конец 2014 года? По доле рынка?

Стас Олейник: Сотни тысяч, в районе 200 тысяч. Чему это будет соответствовать в доле рынка? Долю рынка можно считать по-разному, по абонентам, в деньгах, в трафике. Мы бы хотели соблюсти правильный баланс между монетизацией трафика и долей рынка. То есть сохранить хорошую монетизацию, характерную для Вымпелкома, но при этом получить достойную долю рынка. Задачи лидерства по доле рынка нет, ронять рынок ради достижения лидерства мы не хотим.

АБ: Будет ли услуга LTE от Билайн конкурентом услуге фиксированного ШПД? 

Стас Олейник: Конкуренция будет, но ограниченная. Большой каннибализации фиксированного ШПД мобильным не будет. Для ADSL LTE будет конкурентом в большей степени, для FTTx - в меньшей.

Вымпелком, 4q2012. Презентация Игоря Парфенова и ее разбор



Слайд 6. Развитие сети

Игорь Парфенов отметил, что развитие сети было приоритетом 2012 года. Такое же отношение сохранится в 2013 году к этой теме. Развивались в рамках выделенного бюджета, то старались сделать лучшее из возможного - расширяли сеть 3G, прежде всего, а также наращивали и модернизировали опорную сеть.

В итоге за год построили 3500 баз 3G (рост примерно на 22%), из которых на 4q2012 пришлось 1068. Всего их стало 18600+. Также построено 4040 баз 2G (рост на 12%), из них в 4q2012 - 1692. Всего стало 36600+.

Для сравнения - МТС в 2012 году построила порядка 5 тысяч баз 3G. Так что о сокращении отрыва говорить пока не очень просто.

И много-много магистральной сети построено +16 тыс км за год до 136 тыс.км (это без "зоновых сетей доступа" - еще 43 тыс км). Суммарная емкость магистральной сети выросла до 5 Тбит/с. Не забываем, что сети строятся в партнерстве с другими операторами.

HSPA+ пока что внедрено на 35% сети.

Развивалась сеть доступа радиоподсистемы, здесь компания говорит о перевыполнении собственных целей на 5 п.п. 48% баз 3G подключено по высокоскоростным IP-каналам (не обязательно по оптике, здесь есть и релейки) - на конец 2012 года. Обещают и далее развивать, что закономерно, иначе сеть может забиться трафиком.

Трафик данных, понятное дело, сосредоточен в сетях 3G на 92%. В целом в 2012 году трафик вырос в 1.7 раза. Мне эта цифра не кажется высокой. Органичный рост должен был бы быть в несколько раз. Сравните с МегаФоном.

Здесь тоже много делалось по экономичной схеме, в структурных партнерствах. На конец 2012 года 34% всех башен сотовой связи в сети используется совместно с другими операторами. В 2013 году 4 из каждых 10 башен будут строиться совместно с другими операторами.

Про LTE. Про LTE я готовлю большое интервью со Стасом Олейником, но все же пару слов Игоря Парфенова процитирую. В 2012 году тестовый фрагмент в Московском регионе запускали. Сейчас идет подготовка к запуску сетей на 6 лицензионных территориях в 2013 году. И, к концу года стартует сеть LTE в Москве (в пределах 3-го транспортного кольца). В общем и целом компания пока что оставит приоритетом развитие 3G/HSPA+, а не LTE.

Слайд 7. Развитие сети: Качественный скачок в 2013 году

В 2013 году Игорь Парфенов обещает "качественный прорыв", как в отношении услуг мобильной передачи данных, так и в услугах голосовой связи. Надежда на такие факторы, как:

1. Рост инвестиций в 2013 году. CAPEX/выручка будет 22% или выше (это на уровне среднеотраслевого, может на 1-2% выше), но вот выручка у Билайна ниже, так что речь о "прорыве" вести сложно. Т.е. Билайн долю увеличит, но в абсолютном выражении она может оказаться меньше, чем у конкурентов. В этих условиях догонять сложно.

2. Приоритезация капвложений. Это вновь речь о созданных кластерах, т.е. деньги поделятся не на всех пропорционально головам абонентов, а пойдут приоритетно в регионы, объявленные стратегическими (где максимальная выручка и EBITDA) - таких выбрано 9, Москва в их числе. Абонентам этих регионов повезло, остальным... не так повезло.

3. Активное использование инфраструктурных и совместных проектов.

4. Использование групповых закупочных синергий с получением оптимальных цен на услуги и на оборудование. Это в том смысле, чтобы заключать контракты в целом на группу, точнее с учетом масштабов закупок всей ГК Vimpelcom.

В цифрах. В 2013 году планируется построить 5700 баз 3G, что будет соответствовать приросту сети 3G на 30%. То есть, если не будут демонтироваться существующие базовые станции, то всего получится на конец 2013 года - 24300 баз.  Это все еще не позволит говорить о том, что покрытие 3G догнало покрытие 2G. Тем более, что и базы 2G будут прибавляться - запланировано 3800 BS 2G в 2013 году поставить, то есть их ожидаемое итоговое число может достичь 40.400.

Забавное словечка "айпиизация" говорит само за себя - речь о доле баз 3G, подключенных по IP-каналам. От уровня в 48% на конец 2012 года планируется перейти на уровень 80%. Это грамотный и мощный ход. База 3G без нормального канала опорной сети, это сегодня - нонсенс.

Продолжится сооружение магистральной сети. Запланирован рост на 27 тыс.км. Опять же вплоть до 100% составит совместное сооружение сети с другими операторами.

Слайд 8. Москва - инвестиционный приоритет N1

В 2012 году количество баз 2G увеличилось на 15%, такой же рост (в процентах) запланирован и на 2013 год. Абсолютное число баз компания не разглашает, к сожалению, а по процентам ничего определенного сказать нельзя. Впрочем, с 2G в Москве у Билайн, на мой взгляд, ситуация нормальная, некоторое наращивание не помешает и оно запланировано.

Рост числа баз 3G в 2012 году был 50%, по России был прирост +22%, так что Москва и впрямь в приоритете. На 2013 год запланировано удвоение числа баз 3G в Московском регионе. Прежде всего, за счет UMTS900 - число таких баз вырастет в 5 раз. Опять же, без абсолютных цифр "гадать" не хочется, проще будет дождаться результатов тестирования, если найдутся те, кто сделает это независимо от участников рынка. Но само желание "удвоить" похвально, конечно,  поскольку результаты удвоения всяко будут ощутимы для абонентов, выразившись в заметном улучшении качества.  Игорь, в частности, назвал цифру - 98.2% доля успешно установленных соединений. Это, конечно, не вполне характеризует качество - интересен, например, также drop rate уже установленных соединений. Но для ориентира, как говорится, и эта цифра годится.

Емкость сети 3G выросла за 2012 год на 25%. Если вспомнить, что объем трафика при этом вырос в 1.7 раза, получается, что загруженность сети изрядно выросла. Что вряд ли позитивно отразилось на качестве. Хотелось бы более высоких темпов развития.

В 2012 году в Московском регионе компания построила более 300 км ВОЛС. 75% базовых станций 3G в Моск. регионе подключены по высокоскоростным IP-каналам. 60% этих базовых станций поддерживают HSPA+ (жаль не говорится ничего о DC-HSPA). В 2013 году планируется перевести на HSPA+ все 100% баз 3G в Моск. регионе. И все перевести на использование высокоскоростных каналов.

Сеть 2G будет развиваться также, как в плане покрытия, так и в плане емкости. Но здесь рост запланирован скромнее, число баз 2G вырастет на 15%.

По итогам 2013 года Игорь обещает занять "прочную лидирующую позицию по предоставлению голосовых услуг" и предоставлять  услуги передачи данных "с абсолютно конкурентным качеством". Смелое заявление. Я рад буду посмотреть на итоги реализации данных планов.

На этом Игорь выступление завершил, и слово перешло к Ольге Турищевой. Ее выступление разберу и прокомментирую позднее, если найду время.

Выступление Антона Кудряшова с моими комментаим, напомню, здесь ->>



Вымпелком отчитался за 4q2012. Презентация и разбор



 

Слайд 2. Ключевые приоритеты 2012 года

Антон Кудряшов открыл пресс-конференцию перечислением ключевых приоритетов 2012 года.
В течение года все эти задачи в этой области озвучивались. В частности, стартовал проект монобренда, были упрощены тарифы в сторону ухода от ранее типичных для "Билайн" многочисленных звездочек, за что я этого оператора не раз критиковал.

К проекту Operational Excellence у меня отношение двойственное - с одной стороны, экономить это правильно и хорошо, Tele2 нам эффектно показала, что это вполне возможно, даже в условиях развивающейся, растущей сети.  С другой - если не знать в экономии и борьбе с издержками меры, то ряд проблем будут "заметены под ковер" и расцветут в дальнейшем еще более буйным цветом. Возможно, Вымпелкому удалось соблюсти баланс, поскольку оператор заявляет не только рост EBITDA и EBITDA Margin, что не так удивительно, но и "стабильный рост выручки", что на фоне тотального стремления снизить все и всяческие издержки, выглядит действительным достижением.

Слайд 3.  Рост ключевых финансовых и операционных показателей. 

Не буду дублировать текст со слайда. Отмечу, что рост выручки в 2012 году не столь уж значим, 7% - это, конечно, неплохо, с учетом программ по экономии, но воображение не поражает. Зато рост доходов от мобильной передачи данных и от фиксированного ШПД действительно смотрятся неплохо - на 35-38% за год!

Абоненты снижение издержек компании в целом выдержали. Абонбаза сократилась на 2%, но это нормально, поскольку рост доли монобренда и переход на модель revenue share в отношениях с дилерами, именно к такому эффекту и должно было привести. Т.е. абонентская база чуть сократилась количественно, при этом улучшилась качественно.

Симпатично выглядит рост абонбазы фиксированного ШПД. Даже как-то жаль такой перспективный проект сдавать на аутсорсинг Энвижн, ведь в конечном итоге такая передача может негативно сказаться на имидже провайдера. Может быть в Билайн видят дальше меня и не жалеют об уходе в Энвижн 2.500 тыс. человек из компании в связи с этим?


Билайн, похоже неплохо продвигается на рынке B2B, где ранее доминирование МТС было абсолютным. Таким оно и осталось, но более четверти всех доходов Билайн приходит от B2B, это значимый результат. Названо абсолютное число компаний, но без среднего числа сотрудников сравнивать цифры разных провайдеров сложно. Рост числа компаний есть, но 7% - это опять-таки не слишком высокий рост, к тому же не известно, не достигнут ли он за счет привлечения в клиенты большого числа микро компаний.

Слайд 4. Operational Excellence - превышение целевых показателей

Картиночка слева, вероятно, была призвана отвлечь внимание мужской части аудитории от того факта, что цифр по теме назвали не много. Между тем, если отвлечься от созерцания столь радующего глаз в первые дни весны зазора между маечкой и юбочкой девицы на слайде, то хочется узнать об условиях оказания профуслуг компаниями Huawei и NSN. И о том, насколько в Билайн удовлетворены результатами. Об этом не рассказали, к сожалению, ну а сами проекты профуслуг известны и, в теории, должны обеспечивать компании, как минимум, хороший контроль над расходами.

Кластерная модель - тоже не новость, очень похоже на то, что делает Tele2 годами. Делает вполне успешно, так что здесь можно говорить о внедрении передового шведского опыта ^^.
Открытие общего центра обслуживания грядет в Ярославле в 2q2013. Здесь у меня есть определенный скепсис в отношении удобства, учитывая, что документооборот все еще не электронный.

Сокращение затрат Sales&Marketing примерно на 18% год к году. С точки зрения контроля над затратами - безусловно позитивное явление. Но палка - о двух концах, снижение расходов по маркетинговому направлению может оказать негативное влияние по целому спектру направлений в будущем. От привлечения абонентов до их качества и brand awareness.


В области HR происходила "оптимизация оргструктуры", читай - сокращение. Что-то в рамках передачи на аутсорсинг, что-то в рамках выделения "непрофильных" бизнесов (всегда сложно отличить где конвергенция и синегрия, а где непрофильный балласт).

Укрупнены региональные подразделения. Возможно, хорошая мысль, т.к. это не только позволило сократить число людей, но и создать более мощные структуры, пусть и на несколько регионов.

В итоге - рост на 8.3% производительности труда в 4q2013 и на 23.7% по итогам года. Статистика - вещь лукавая, но цифры неплохие.


Слайд 5. Перезагрузка коммерческой модели

Известная тема переход на модель расчетов с дилерами revenue-sharing. Писка и визга на рынке по этому поводу было немало, но перешли таки, даже и Евросеть дожали, что, безусловно, было не легко. В итоге, в частности, на 9% снизилась комиссия на одну продажу контракта. И еще Кудряшов говорит о росте качества подключаемых абонентов: lifetime абонента на конец 2012 года увеличилась на 11% гг, а lifetime revenue - на 13%. Хорошие показатели.

Другая важная инициатива в области дистрибуции - фокус на развитии собственного монобренда компании. В прошлом году довели число точек собственного монобренда до 400. В 2013 году планируется утроить эту цифру, причем больше половины роста придется на 1h2013. Здесь, конечно, есть небольшое лукавство. Салоны не только с нуля создаются, часть из них - это салоны, выводимые из сервиса, который оказывала Евросеть.

Третье направление - унификация тарифной модели, разработка оптимального sales mix для каждого канала продаж. В частности, Билайн перешел на 5 основных архетипов, которые теперь продает по всей России. Давно это нужно было сделать, времена "звездочек" ушли и абоненты это постепенно оценят.

==

Далее слово перешло к Игорю Парфенову, который засыпал собравшихся цифрами по железу сети.

Слайд 6. Развитие сети.  

== 

На этом пока прервусь, пойду отдохну до утра, завтра продолжу "разбор".

Популярные сообщения

Желающие следить за новостями блога, могут подписаться на рассылку на follow.it (отписаться вы сможете в один клик). 

Еще можно подписаться на Telegram-каналы @abloud62 @abloudrealtime, где также дублируются анонсы практически всех новостей блога. 

 

Translate