Почему я вижу позитивные сдвиги в развитии Билайн и негативные в развитии МегаФона

На днях в одном из закрытых сообществ Facebook, я обратил внимание на то, как велика инерция в восприятии той или иной компании даже специалистами, профессионально наблюдающими за рынком. В еще большей степени эта инерция присуща абонентам, поскольку они имеют меньше возможностей замечать и анализировать те сигналы, которые поступают с рынка. Позволю себе самоцитирование

Забавно наблюдать, как груз накопленного опыта влияет на мнения. Сейчас даже если бы волшебники вдруг за ночь сделали Билайну безусловно лучшую сеть и сервисы в Москве, уверен, еще бы года полтора-два их хором ругали бы без особых изменений.
Неужто никто еще не заметил, что компания начала оживать и действовать после застоя, длившегося 2.5 года? Да, груз проблем накоплен немалый, но движение пошло и, пока что, по правильным векторам. А учитывая, что параллельно происходит с МегаФоном, я считаю, что Билайну явно дан шанс исправить ситуацию.

В сообществе возникла небольшая дискуссия, не обошлось без появления "пирадевочки", что, конечно же, стимулировало меня более внятно сформулировать, что я имел в виду, высказывая свое мнение в отношении инерции восприятия. Хочу поделиться этим с вами, уважаемые. Может быть вы захотите добавить что-то, чего я не заметил, или с чем-нибудь не согласитесь.




1. Несколько лет подряд МегаФон был лидером российского рынка мобильного ШПД по инвестициям. 

Это, на мой взгляд, позволило компании добиться паритета или даже опережения МТС в области транспортной инфраструктуры и мобильного ШПД в ряде регионов. Сейчас инвестиции МегаФона в данном направлении снижены, тогда как МТС и Билайн, напротив, их существенно нарастили в 2013 году и продолжат активно инвестировать в 2014 году. Это существенный негативный фактор в развитии компании МегаФон.

2. В МегаФоне была сформирована замечательная, мощная и динамичная управленческая команда. 

Да, она отличалась некоторой избыточностью, были и отдельные кадровые "недочеты" - любая организация старается расти, и со временем накапливает балласт и в целом не может быть идеальной. После прихода нового руководства МегаФон началась чистка рядов с помощью мелкого сита, в результате которой были, согласен, достигнуты цели по частичному избавлению от балласта, но одновременно потеряны очень опытные и весьма лояльные компании кадры, разрушена атмосфера динамичного движения к успеху. Кроме того, как это всегда бывает в случае массовой фильтрации коллектива, в течение нескольких месяцев в компании царила не идеальная для работы чемоданно-неопределенная ситуация слишком для многих. Результаты этой чистки еще долго будут оказывать негативное воздействие на развитие компании МегаФон. Заметны и перегибы, взять хотя бы, тот же отказ от корпоративных автомашин. Москва - не Осло, на велосипеде не поездишь.

3.  У компании МегаФон накопился солидный багаж проблем, связанный с BSS (биллингом, прежде всего). 

На мой взгляд, выбор компании П-с в качестве стратегического поставщика решений много лет тому назад (выбор вряд ли менеджерский, скорее не обошлось без "даю установку" акционерами) себя исчерпал полностью. Состояние парка (зоопарка!) IT решений не соответствует размеру абонбазы компании, набору оказываемых ею услуг, планам развития. Нужен переход на новый софт от крупного и способного на решение сложных задач поставщика OSS/BSS решений - конвергентных и интегрированных.

Насколько я наслышан, в компании давно есть это понимание, не знаю только, насколько оно отразилось в орг.решениях. Вроде бы даже конкурс какой-то недавно открыт по выбору нового поставщика. В любом случае, переход на нового поставщика OSS/BSS - дело очень небыстрое, тянуться будет годами. А переход на новый софт обычно сопровождается, как неидеальной работой IT-систем, так и неидельной работой с ними сотрудников, осваивать новые интерфейсы всегда не просто.

4. Фондовый рынок заметил негатив?

Сигналы компании наблюдаю не только я. Российский фондовый рынок далек от прозрачности и не может быть объективным индикатором состояния компании МегаФон, но может влиять на ее восприятие.



5. Компания МегаФон, похоже, обладает большим административным ресурсом, чем МТС или Билайн. 

На это нам, по идее, указывает наглая махинация операция с внеконкурсным приобретением частот, которую МегаФон провернул под видом приобретения "бизнеса" под названием Скартел.

МегаФон, формально являясь частной компанией, всегда демонстрировал особую близость "государству" и решению "государственных" задач (одно добровольно-принудительное участие в олимпиаде на это четко указывает), на деле у наблюдателя за компанией не может напрашиваться вывод, что среди истинных бенифициариев компании и лиц, оказывающих влияние на ее развитие, можно найти  крупнейших чиновников страны.

Тем не менее, такой чиновный "зонтик" не отменяет необходимости работы компании даже в нерыночных российских условиях. Если только доить компанию, недоинвестируя в инфраструктуру сети, можно достаточно быстро потерять тот задел, который был обеспечен за предыдущие успешные годы предыдущей командой управленцев.

6. Еще недавно компания МегаФон была признанным лидером в области visibility в интернете, демонстрировала свою приверженность технологической инновационности. 

Очень много компанией в прошедшие годы было сделано под лозунгом "впервые в России". Ориентация на молодежь, на технологии, была хорошо заметна. С приходом новой команды эти тренды уже не так выражены, а "дистанция общения" с рынком заметно выросла.

Приведу такой пример. Уже достаточно долго компания не может "прожевать" приобретенный актив - пресловутый Скартел. В частности, приходится работать с еще одним биллингом. В С.Петербурге, а, может быть, и во всем СЗФО, компания так и не обеспечивает удовлетворительную реализацию поддержки CSFB (возможность корректно принимать звонки на смартфоны в режиме LTE).

По этой ли, или по другим причинам, в Apple по итогам проведенного тестирования и взаимодействия с российскими операторами, пока что видят в России только одного оператора с поддержкой LTE - Билайн.



Соответственно, пока что только в сетях Билайн LTE могут работать смартфоны iPhone 5c и iPhone 5s! Не так уж у нас распространены яблочные устройства, чтобы всерьез переживать за их владельцев, но этот "просос" МегаФона не может не восприниматься, как существенный удар по имиджу технологического лидера! Ноги у колосса явно оказались из глины.

7. МегаФон в силу срезанных инвестиций в инфраструктуру, очевидно для многих пользователей, оказывает услугу передачи данных в Москве со все большими перепадами по качеству. 

Из-за быстрого роста проникновения смартфонов и планшетов, спрос на услугу ШПД опережает рост пропускной способности и емкости сети, что оборачивается заметным снижением качества мобильного интернета компании. Говорю это на основе собственного опыта активного пользователя. В метро стали возникать ситуации полного отсутствия услуг 3G МегаФон на отдельных станциях. В городе периодически можно столкнуться с ситуацией отсутствия мобильного ШПД в той или иной точке, особенно в ЧНН.

Справедливости ради, хочу отметить, что поскольку развитие сети не останавливалось, там, где мобильный ШПД еще не столь востребован, как в Москве, качественные характеристи сети МегаФон растут. В частности, когда я еду из Москвы в С.Петербург на Сапсане, мобильный интернет от МегаФон "держится" в целом больше времени, на пути следования встречается меньше зон без покрытия, чем годом ранее.

Все же по качеству голосовой связи МегаФон уже умудрился в 2012 году занять в Москве первое место в непочетной категории "невозможность дозвониться". Тот же Билайн выглядит существенно лучше по данному показателю.



Источник: ДИТ Правительства Москвы, 2012




8. Компания МегаФон стала кисло выглядеть в соцмедиа. 

Ура-патриотическая, спортивная направленность в Facebook-аккаунте компании. Полное впечатление, что в компании решили, что строительство связи - это тема малоинтересная, в отличие от, скажем, олимпиады. В итоге, интересность аккаунта просела, несмотря на подозрительную кучу лайков. Если бы не изредка появляющиеся там новости о новинках терминалов компании, можно было бы считать его спам-аккаунтом.

Абсолютно "роботизированная", на 100% заскриптованная активность в твиттере "Пришлите ваш номер в личку, мы поможем", и полное отсутствие дальнейшей реакции. "Спасибо за ваши замечания, они будут переданы в соответствующую службу", и полное отсутствие дальнейшей реакции. Одновременно на одно высказывание могут реагировать "служба поддержки" корпоративных и обычных абонентов. С одинаковым итогом и большой задержкой. Эти службы, на мой взгляд, полностью превратилась в тви-спам.

Резким контрастом, на мой взгляд, выглядит активность в твиттере топ-менеджеров Билайн. Прежде всего, Александра Поповского @avpopovskiy, давнего обитателя твиттера. На днях в тви, инстаграмме и ЖЖ неожиданно появились аккаунты гендиректора Михаила Слободина (@myslobodin http://slobodin.livejournal.com). Про эту активность пока говорить не готов, нужно будет еще пристально понаблюдать за ней, прежде, чем делать какие-либо выводы. Тем не менее, идея присутствия топ-менеджеров компании в соцмедийке мне крайне импонирует. Дистанция до клиента - нулевая! Это не конкуренты, отгородившиеся от мнений рынка "пиардевочками", и не снисходящие до реальной, а не имитационной, соцмедийной активности.


Перечитав текст, понял, что уделил много внимания МегаФону и почти не аргументировал свою позицию в отношении Билайна. Наверное, это и неплохо, в конце концов, что-то интересное стоит оставить пока при себе, нельзя же рассказывать всё, что знаешь ^^. Поэтому сейчас - только об основном! Повторю.

Наблюдая за тем, какие сигналы сейчас исходят из Билайна, нахожу их позитивными и крайне интересными!

Наиболее существенный сигнал, под знаком которого следует рассматривать всю остальную информацию - это появление Михаила Слободина на посту гендиректора этой компании.

 

Впервые со времен Зимина, и, до какой-то степени, Изосимова, у руля вновь харизматичный, энергичный и амбициозный человек. И если акционеры и Амстердам хотя бы не будут мешать новому менеджеру, если новому руководителю дан достаточный по времени и "объемам" "карт-бланш" от пригласивших его лиц, у компании Билайн будет шанс на позитивные изменения, которых многие, увы, пока не ожидают. Добавлю к этому, что экс-гендиректору Билайн Антону Кудряшову удалось сформировать неплохой костяк управленческой команды.

С таким стартовым капиталом можно пробовать сломать ситуацию негативных для Билайн последних лет, особенно на фоне происходящего с МегаФоном. Массовый рынок начнет замечать позитивные изменения уже в 2014 году. А внимательные видят их и сейчас.
Подписывайтесь на мой Youtube-канал

и на мой Telegram-канал

MForum.ru: Новинки

MForum.ru - Бизнес

Сообщество 4G

Популярные сообщения